В XVII веке во Фландрии появился особый жанр фламандской живописи — «птичьи дворы», в котором объединились черты анималистического жанра и натюрморта. Чаще всего изображались бои петухов. На первый взгляд, здесь заложено противоречие, ведь натюрморт предполагает изображение «мертвой природы». Тем не менее это явно «постановочный» натюрморт. Художник расставляет «предметы»: петухов, фазанов, павлинов и других обитателей птичьего двора — в таких ракурсах, чтобы подчеркнуть их декоративные качества, в первую очередь красоту и яркость оперения.
При этом это очень живая, выразительная анималистическая сценка. В поведении животных явно прочитываются аналогии с поведением людей: подвыпившие, разгоряченные мужчины выясняют отношения кулаками. Курица — мудрая женщина — уводит детей от греха подальше. Два цыпленка подражают отцам. А одного это совсем не волнует, он с огромным интересом рассматривает лягушку — в данном случае олицетворение хладнокровия в противоположность петухам.
В связи с огромной популярностью этого мотива картина на протяжении своей жизни в музее приписывалась исследователями разным мастерам. Главный хранитель Радищевского музея Наталья Оболенская в 1956 году предположила авторство Мелхиора Хондекутера. Также имела место версия об авторстве фламандского живописца XVII века круга Адриана ван Утрехта. По мнению доктора искусствоведения, сотрудника Государственного музея изобразительных искусств Виктории Эммануиловны Марковой, картина написана скорее в XVIII, чем в XVII веке.
На основе технико-технологических исследований подтверждено, что работа действительно написана в XVIII веке. Ее автор, видимо, фламандский художник, последователь знаменитых мастеров «птичьих дворов» — Мелхиора Хондекутера (1636–1695) и Франса Снейдерса (1579–1657). Ранее картина, скорее всего, находилась в собрании одного из саратовских любителей искусства, после национализации хранилась в отделе изобразительных искусств Саратовского пролеткульта, в 1920 году была передана в Радищевский музей.
Картина является образцом мастерства реставратора. В 1986 году сложнейшую работу провел музейный реставратор Владимир Алексеевич Солянов. Он устранил деформацию авторского полотна, сделал около двадцати вставок холста на поле картины и по краям, удалил старые многочисленные записи, укрепил красочный слой и грунт по всей поверхности картины, утоньшил слой пожелтевшего лака. Затем была проведена художественная реставрация — восстановлены участки живописи.
При этом это очень живая, выразительная анималистическая сценка. В поведении животных явно прочитываются аналогии с поведением людей: подвыпившие, разгоряченные мужчины выясняют отношения кулаками. Курица — мудрая женщина — уводит детей от греха подальше. Два цыпленка подражают отцам. А одного это совсем не волнует, он с огромным интересом рассматривает лягушку — в данном случае олицетворение хладнокровия в противоположность петухам.
В связи с огромной популярностью этого мотива картина на протяжении своей жизни в музее приписывалась исследователями разным мастерам. Главный хранитель Радищевского музея Наталья Оболенская в 1956 году предположила авторство Мелхиора Хондекутера. Также имела место версия об авторстве фламандского живописца XVII века круга Адриана ван Утрехта. По мнению доктора искусствоведения, сотрудника Государственного музея изобразительных искусств Виктории Эммануиловны Марковой, картина написана скорее в XVIII, чем в XVII веке.
На основе технико-технологических исследований подтверждено, что работа действительно написана в XVIII веке. Ее автор, видимо, фламандский художник, последователь знаменитых мастеров «птичьих дворов» — Мелхиора Хондекутера (1636–1695) и Франса Снейдерса (1579–1657). Ранее картина, скорее всего, находилась в собрании одного из саратовских любителей искусства, после национализации хранилась в отделе изобразительных искусств Саратовского пролеткульта, в 1920 году была передана в Радищевский музей.
Картина является образцом мастерства реставратора. В 1986 году сложнейшую работу провел музейный реставратор Владимир Алексеевич Солянов. Он устранил деформацию авторского полотна, сделал около двадцати вставок холста на поле картины и по краям, удалил старые многочисленные записи, укрепил красочный слой и грунт по всей поверхности картины, утоньшил слой пожелтевшего лака. Затем была проведена художественная реставрация — восстановлены участки живописи.