Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Книги старого дома»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Бова Королевич поражает Палкана

Время создания
1867
Техника
Литография А. В. Морозова
1
Открыть в приложении
#1
Неизвестный автор
Бова Королевич поражает Палкана
#2
Многие сюжеты лубочных картинок изначально были иноземного происхождения, но прочно вошли в русский фольклор, став народными стихами или сказками и даже превратившись в устойчивые иносказательные выражения. К таким героям относился и Бова́ Короле́вич.

Бова Королевич, побивающий Полкана, — частый сюжет лубочных картинок. «Славный сильный и храбрый Бова Королевич поражает Палкана Богатыря» — это лубочная картинка, напечатанная литографским способом.

Богатырские сказки о подвигах Бовы Королевича, вероятнее всего, имеют итальянское происхождение. Сюжет сказки очень сложный, в нём много интриг, вражды и подвигов. Богатырь Бова побеждал все посылаемые против него рати.

Вышел против него богатырь Полкан, вырвал дуб из земли, как настоящий русский богатырь. Но был он полуконём-получеловеком. И победил его Бова. Но Полкан предложил дружбу, союз и свою помощь, и Бова согласился. Много врагов они одолели вместе. Полкан спас от гибели жену и детей Бовы, но сам погиб от когтей напавшего на них льва.

Очень хорошо эту сказку знал А. С. Пушкин и использовал некоторые имена (Додон) и сюжетные линии в своих сказках («Сказка о Царе Салтане»).
#5
#3
Лубок, лубочная картинка — народная картинка, отпечатанная на дешёвой бумаге с деревянных или медных досок до 1850-х годов, позже в основном литографским и хромолитографским способом.

Лубочные картинки были очень популярным украшением крестьянских, купеческих и мещанских домов.

Литография (гравюра на камне) — более дешёвая и совершенная технология печати лубков, чем ксилография (гравюра на дереве) или гравюра на меди.

Часто лубочные картинки были цветными. В деревнях и селах работали целые артели женщин и детей, которые незатейливо раскрашивали чёрно-белые картинки в четыре цвета. Для многих это был важный источник дохода.
#7
Не первом изображении — лубок «Адское чудовище». На спине змееподобного чудовища сидят черти с душами грешников в руках. Язык, зубы, пасть, утроба змия воплощают наказания за человеческие грехи — «преслушание, самоугодие, прекословие, возношение» ослушание, нарушение, неповиновение. XIX век. Автор неизвестен
#4
Лубочные сказочные картинки всегда делились на две части: в верхней помещалось изображение, в нижней — текст в рамке. Обе части гравировались на одной доске.

По тематике лубочные картинки были религиозного и светского содержания. С 1850 года подлежали цензуре. Уж очень часто в лубках использовалась непечатная простонародная лексика.

Текст максимально коротко повествовал о конкретном эпизоде или кратко передавал смысл сказки или притчи. Грамотных среди простолюдинов было мало, поэтому картинка должна была быть максимально понятной.
#8
«Они ярко отражают в себе дух народа, служат драгоценным пособием для изучения его быта и нравов, дают понятие о том, чем пробавлялся он по части художеств, знакомят с его верованиями, воззрениями и предрассудками, со всем тем, что занимало и забавляло его, в чём сказывалось его остроумие», —
так оценивают значение лубочных картинок Брокгауз и Эфрон.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бова Королевич поражает Палкана

Время создания
1867
Техника
Литография А. В. Морозова
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%