Бытовая живопись в Голландии XVII века была одним из ведущих жанров, изображавших явления обыденной жизни. Себастьян Хемскерк — живописец, родившийся и работавший в Амстердаме, — являлся признанным певцом той самой повседневности.
Творчество Хемскерка было наполнено жизнерадостным юмором. Герои большинства его картин — грубоватые простолюдины. В своих работах он талантливо раскрывал тему быта и нравов голландских низов. Один из примеров таких работ — полотно под названием «Больной».
Рядом с немощным главным героем и в изножье его кровати располагаются несколько персонажей, переживающих за больного. Перед ним сидит монах. Но отрешенная поза священника не дает однозначного толкования, действительно ли он молится о здоровье больного или задумался о вечном.
Фигуры остальных героев образуют сценки, не связанные с главным сюжетом картины: в центре спиной к больному стоит, едва держась на ногах и подняв склянку, мужчина в расстегнутом на животе костюме. Слева — группа пытающихся его остановить людей, среди которых лучше всего видна женская фигура с молитвенно поднятыми руками. Она что-то говорит выпившему буяну. Между ними — коленопреклоненная фигура мужчины. О чем он просит Всевышнего, о здравии больного или об успокоении разбушевавшегося алкоголика, неясно. Персонажи справа словно бы вообще не участвуют в происходящем и живут собственной жизнью.
Бытовой жанр — яркое и самобытное явление голландской живописи, открывшее поэзию повседневных забот человека. К середине XVII века он занимает господствующее положение в искусстве, возводя сложившийся здесь уклад домашней жизни в общественный идеал. Главное достижение голландских художников заключается в умении представить жанровую сценку в единстве с окружающей средой. Персонажи изображены в естественном окружении, в знакомом интерьере, что позволяет передать интимную атмосферу мирного уюта. В основе этого лежит развитая система тональной живописи и реализм как метод.
Творчество Хемскерка было наполнено жизнерадостным юмором. Герои большинства его картин — грубоватые простолюдины. В своих работах он талантливо раскрывал тему быта и нравов голландских низов. Один из примеров таких работ — полотно под названием «Больной».
Рядом с немощным главным героем и в изножье его кровати располагаются несколько персонажей, переживающих за больного. Перед ним сидит монах. Но отрешенная поза священника не дает однозначного толкования, действительно ли он молится о здоровье больного или задумался о вечном.
Фигуры остальных героев образуют сценки, не связанные с главным сюжетом картины: в центре спиной к больному стоит, едва держась на ногах и подняв склянку, мужчина в расстегнутом на животе костюме. Слева — группа пытающихся его остановить людей, среди которых лучше всего видна женская фигура с молитвенно поднятыми руками. Она что-то говорит выпившему буяну. Между ними — коленопреклоненная фигура мужчины. О чем он просит Всевышнего, о здравии больного или об успокоении разбушевавшегося алкоголика, неясно. Персонажи справа словно бы вообще не участвуют в происходящем и живут собственной жизнью.
Череп, пестик, грязь и мусор на полу у постели больного, горшок для отправления нужды — все эти приметы быта в картине Хемскерка, как свойственно работам голландской школы, несут морализаторский и аллегорический подтексты.
Бытовой жанр — яркое и самобытное явление голландской живописи, открывшее поэзию повседневных забот человека. К середине XVII века он занимает господствующее положение в искусстве, возводя сложившийся здесь уклад домашней жизни в общественный идеал. Главное достижение голландских художников заключается в умении представить жанровую сценку в единстве с окружающей средой. Персонажи изображены в естественном окружении, в знакомом интерьере, что позволяет передать интимную атмосферу мирного уюта. В основе этого лежит развитая система тональной живописи и реализм как метод.
Вместе с тем голландские картины XVII века не являются простым слепком с окружающей действительности. Они полны эмблем, смыслов, символов и намеков, предостерегающих от опасных увлечений и пороков.