Массовое потребление чая на Руси началось в первой половине XVII века. Постепенно фарфоровая посуда становилась неотъемлемой частью русского чаепития. Фарфоровая кружка из коллекции Арзамасского музея принадлежала основателю первой провинциальной школы живописи, художнику и педагогу из Арзамаса — Александру Ступину.
Еще в 1618 году китайские послы подарили царю Михаилу Романову несколько ящиков чая. Сохранились воспоминания о том, как государственный деятель и путешественник XVII века Федор Байков принимал этот подарок в 1654 году: «чай, вареный с молоком и коровьим маслом», делал это так обыденно, что «можно бы заключить, что Байков говорил о предмете довольно известном».
Чай в России стал популярным, в первую очередь, как лечебный напиток, а вскоре его начали пить и для удовольствия. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до 10 сортов чая. В 1679 году государство заключило договор с Китаем о регулярных поставках этого напитка. Все ввозимые с Востока чайные листья поступали в Москву, где их продавали вместе с другими товарами. Несмотря на высокую цену, желающих приобрести чай было много.
Употребление чая в России быстро росло. К XIX веку его пили уже все сословия. По статистическим данным 1830–1840 годов, в тех районах, где пили больше чая, меньше употребляли крепкие спиртные напитки.
Чаепитие в богатых дворянских, купеческих и мещанский семьях не обходилось без фарфоровой посуды. Русским фарфором называли также изделия из фаянса и майолики, которые выпускали на территории России с середины XVIII века. Это время в искусствоведении считается одним из значимых направлений отечественного декоративно-прикладного искусства. Главным поставщиком фарфоровой продукции был Императорский фарфоровый завод, который открыли в 1744 году в столице.