Известно, что икона поступила в музей в 1941 году. Согласно книге поступлений, эта икона считалась чудотворной и в старину была размещена на башне над воротами Тотемской крепости.
1 / 2
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Время создания
XVII–XIX (?)
Размер
116,8x116,8 см
193х116,8 см
193х116,8 см
Техника
холст на доске, металл; масло, темпера
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Икона
Богоматерь Всех скорбящих радость
#2
#3
Тотьма в XVIII веке. Гравюра
#4
Иконографический тип «Всех скорбящих радость» складывается в русской иконописи во второй половине XVII века под влиянием западноевропейского искусства и получает широкое распространение на протяжении XVIII, а затем и XIX столетий. Богородица окружена сиянием, вокруг нее стоят страждущие, молящие об исцелении от недугов и избавлении от скорбей.
#6
Состояние сохранности
#28
Общий вид до реставрации
#7
Икона значительного размера (142,5 × 116,8 × 3) написана на сшивном холсте, наклеенном на составной иконный щит, который, в свою очередь, закрыт с оборотной стороны своеобразной «рубашкой» — тонированным холстом, имитирующим кожу. По периметру оборота, с заходом на торцы досок, «рубашка» обита металлическими пластинами.
#8
Фрагмент оборота до реставрации
#9
При поступлении иконы в мастерскую реставрации масляной живописи ВХНРЦ имени академика Грабаря деревянная основа, в целом хорошо сохранившаяся, по углам и торцам имела утраты, сбоины и отщепы древесины. Наибольшее их число наблюдалось на нижнем торце иконы, где также произошло небольшое расхождение стыковки досок.
#10
Фрагмент торца до реставрации
#11
С лицевой стороны имелись многочисленные повреждения и утраты холста. Местами он отставал от деревянной основы, что проявлялось в виде вздутий. Были отчетливо видны многочисленные утраты грунта и красочного слоя, механические повреждения, потертости и царапины, рельефный кракелюр грунта и красочного слоя с приподнятыми краями.
#12
Фрагменты до реставрации
#13
Поверхность иконы была покрыта неравномерными и разновременными слоями олифы. Покровная пленка была сильно потемневшей и загрязненной, что значительно искажало колористическое восприятие произведения и местами практически закрывало изображение.
Треть площади иконы была покрыта слюдой, местами возникли утраты, отставания, расслаивание этого покрытия.
#14
Фрагмент до реставрации. Пластины слюды
#15
На некоторых участках слюда спаялась со слоем олифы и была вдавлена в поверхность красочного слоя. Поверхность иконы находилась под плотным слоем загрязнений.
Кроме того, имелись многочисленные повреждения деревянной основы, холста, грунта, красочного слоя, покровной пленки и слюдяного покрытия от значительного количества сохранившихся гвоздей, которыми, по всей видимости, крепился имевшийся некогда оклада также оставшихся на поверхности иконы гвоздевых отверстий.
Кроме того, имелись многочисленные повреждения деревянной основы, холста, грунта, красочного слоя, покровной пленки и слюдяного покрытия от значительного количества сохранившихся гвоздей, которыми, по всей видимости, крепился имевшийся некогда оклада также оставшихся на поверхности иконы гвоздевых отверстий.
#16
Фрагмент до реставрации. Следы от гвоздей
#17
С оборотной стороны рубашка, закрывающая иконный щит, была деформирована. В процессе бытования иконы, здесь появились утраты, разрывы и прорывы.
#18
Фрагмент оборота до реставрации
#19
Наконец, латунные пластины, расположенные по всему периметру оборота иконы, имели деформацию, изломы, разрывы, загибы, утраты металла. С течением времени местами образовались зеленоватые следы окисления металла.
#20
Фрагмент оборота до реставрации. Латунная оковка
#21
Реставрация
#22
Перед началом работ в мастерской реставрации масляной живописи были проведены физико-химические исследования произведения. Реставрация была трудоемкой и длилась несколько лет.
Реставраторы удалили многочисленные гвозди, вбитые зачастую прямо по изображению фигур.
#23
Гвозди, извлеченные из основы экспоната
#30
Специалисты Центра укрепили красочный слой с грунтом, восстановили связь холста с деревянной основой в местах отставаний и вздутий. Затем были удалены стойкие поверхностные загрязнения, слюда, потемневший слой олифы.
#26
Лик до, в процессе и после реставрации
#31
После заделки гвоздевых отверстий, подведения реставрационного грунта и реставрации торцовых сторон иконы начались работы по реставрации оборота иконы. Затем икона была покрыта лаком, а места утрат затонированы.
#25
В результате проведенных работ реставратору удалось освободить авторскую живопись от загрязнений и потемневшего слоя олифы, скрывавших детали изображения и искажавших колорит. Кроме того, были расчищены, по возможности восстановлены и расшифрованы практически все надписи на иконе, что дает основания для дальнейших исследований в области иконографии.
#27
Картуш с текстом молитвы до, в процессе и после реставрации
#29
Общий вид после реставрации
читать дальшескрыть
Богоматерь «Всех скорбящих радость»
Время создания
XVII–XIX (?)
Размер
116,8x116,8 см
193х116,8 см
193х116,8 см
Техника
холст на доске, металл; масло, темпера
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться