Икона «Богоматерь Владимирская с праздниками» из коллекции Ростовского музея является списком с Владимирской иконы Божией Матери XII века.
По преданию, Владимирскую икону Божией Матери написал евангелист Лука в Константинополе. В 1130 году ее привезли в Киев, а затем — во Владимир, где образ особо почитали. С 1480 года святыня находилась в Успенском соборе Московского Кремля. С 1930 года Владимирская икона Божией Матери хранилась в собрании Государственной Третьяковской галереи, а в 1999-м ее установили в храме-музее Николы в Толмачах при галерее.
Владимирскую икону Божией Матери православные верующие почитают как чудотворную. С этим образом связаны многие ключевые эпизоды русской истории. Поэтому по традиции древнерусской живописи на протяжении многих столетий мастера-иконописцы создавали ее копии — списки, в которых сохраняли композицию и образный строй оригинала.
«Богоматерь Владимирская с праздниками» относится к иконографическому типу «Елеуса», что переводится с греческого на русский язык как «Милующая». На Руси этот тип изображения получил название «Умиление». Подобные иконы изображают младенца Христа и Марию в момент взаимной нежности: Иисус обнимает Богоматерь и прижимается к ней щекой.
Лик Марии печален: она предчувствует трагическую участь, которая ожидает ее сына. Иконописец наделил ее образ глубокой человечностью и нежностью. Черты Богоматери соответствуют древнейшим представлениям о ее внешности, составленным по апокрифам: овальное смуглое лицо, волосы цвета пшеницы, миндалевидные глаза.
Цвет в иконе играет важную роль. Золотой фон иконы символизирует вечный свет, Царствие Божие. Подчеркивает царственность и багряный оттенок длинного женского покрывала — мафория Богородицы, который в Византии считали атрибутом царской власти. Полоса на рукаве Иисуса — клав — также является знаком благородного происхождения.
Икона «Богоматерь Владимирская с праздниками» состоит из средника и клейм. Средник — это центральная, средняя часть иконы, где изображены Богоматерь с Младенцем. Ее окружают клейма — небольшие сюжетные композиции с главными христианскими праздниками. Клейма читают слева направо и сверху вниз — от Благовещения до Успения Богоматери.
По преданию, Владимирскую икону Божией Матери написал евангелист Лука в Константинополе. В 1130 году ее привезли в Киев, а затем — во Владимир, где образ особо почитали. С 1480 года святыня находилась в Успенском соборе Московского Кремля. С 1930 года Владимирская икона Божией Матери хранилась в собрании Государственной Третьяковской галереи, а в 1999-м ее установили в храме-музее Николы в Толмачах при галерее.
Владимирскую икону Божией Матери православные верующие почитают как чудотворную. С этим образом связаны многие ключевые эпизоды русской истории. Поэтому по традиции древнерусской живописи на протяжении многих столетий мастера-иконописцы создавали ее копии — списки, в которых сохраняли композицию и образный строй оригинала.
«Богоматерь Владимирская с праздниками» относится к иконографическому типу «Елеуса», что переводится с греческого на русский язык как «Милующая». На Руси этот тип изображения получил название «Умиление». Подобные иконы изображают младенца Христа и Марию в момент взаимной нежности: Иисус обнимает Богоматерь и прижимается к ней щекой.
Лик Марии печален: она предчувствует трагическую участь, которая ожидает ее сына. Иконописец наделил ее образ глубокой человечностью и нежностью. Черты Богоматери соответствуют древнейшим представлениям о ее внешности, составленным по апокрифам: овальное смуглое лицо, волосы цвета пшеницы, миндалевидные глаза.
Цвет в иконе играет важную роль. Золотой фон иконы символизирует вечный свет, Царствие Божие. Подчеркивает царственность и багряный оттенок длинного женского покрывала — мафория Богородицы, который в Византии считали атрибутом царской власти. Полоса на рукаве Иисуса — клав — также является знаком благородного происхождения.
Икона «Богоматерь Владимирская с праздниками» состоит из средника и клейм. Средник — это центральная, средняя часть иконы, где изображены Богоматерь с Младенцем. Ее окружают клейма — небольшие сюжетные композиции с главными христианскими праздниками. Клейма читают слева направо и сверху вниз — от Благовещения до Успения Богоматери.