Икона «Богоматерь Умиление Владимирская со святыми на полях» из собрания Ханты-мансийского художественного музея была написана неизвестным мастером во второй половине XIX века. Умиление, или Елеуса, — один из самых распространенных иконографических типов в русской иконописи. Его характерная особенность в том, что Богоматерь прижимается щекой к щеке Иисуса Христа. Это символизирует безграничную материнскую любовь и будущую крестную жертву Христа как выражение любви Бога к человечеству.
Образ иконы из собрания музея восходит к «Богоматери Владимирской» рубежа XI–XII веков, которая была доставлена из Константинополя около 1130 года. В середине XII века князь Андрей Боголюбский перевез эту икону из Вышгорода под Киевом во Владимир. В 1480 году Владимирскую икону перенесли в Московский Успенский собор, сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
Мастер написал Богородицу по пояс, Младенца Христа — сидящим на ее правой руке. Левой рукой он касается лица матери, правую протягивает вперед. Левая ножка Младенца Христа согнута так, что видна подошва ступни — пяточка. С XV века пяточка стала обязательным атрибутом иконографического типа Владимирской Богоматери.
Богородица одета в вишнево-коричневое женское покрывало — мафорий. Традиционно он украшен золотыми звездами в знак девства Марии до рождения Иисуса Христа, во время рождения и после него. Складки мафория мастер выделил широкими золотыми полосами, кайму и поручи украсил камнями и жемчугами. Нимбы Девы Марии и Иисуса золотые, обведены красной и белой обводкой. По обе стороны от головы персонажей изображены темно-зеленые медальоны с надписями — титлами.
Список иконы из Ханты-Мансийска дополнен изображениями святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского, и преподобной Ксении — они написаны в полный рост на полях в фигурных рамках на синем фоне. Святой Василий держит в руках закрытое Евангелие. Он одет в темно-зеленый подризник и светло-розовую с золотыми складками фелонь — облачение, которое православные священники надевали во время богослужений. Поверх фелони художник изобразил белую широкую ленту с тонкими черными крестами — омофор. Святая преподобная Ксения написана в монашеском головном уборе — куколе. На ней свободный светло-коричневый хитон, плащ и параманд — четырехугольный платок с изображением орудий страстей Христовых. Исследователи предполагают, что эти святые были тезками заказчиков иконы.
Образ иконы из собрания музея восходит к «Богоматери Владимирской» рубежа XI–XII веков, которая была доставлена из Константинополя около 1130 года. В середине XII века князь Андрей Боголюбский перевез эту икону из Вышгорода под Киевом во Владимир. В 1480 году Владимирскую икону перенесли в Московский Успенский собор, сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
Мастер написал Богородицу по пояс, Младенца Христа — сидящим на ее правой руке. Левой рукой он касается лица матери, правую протягивает вперед. Левая ножка Младенца Христа согнута так, что видна подошва ступни — пяточка. С XV века пяточка стала обязательным атрибутом иконографического типа Владимирской Богоматери.
Богородица одета в вишнево-коричневое женское покрывало — мафорий. Традиционно он украшен золотыми звездами в знак девства Марии до рождения Иисуса Христа, во время рождения и после него. Складки мафория мастер выделил широкими золотыми полосами, кайму и поручи украсил камнями и жемчугами. Нимбы Девы Марии и Иисуса золотые, обведены красной и белой обводкой. По обе стороны от головы персонажей изображены темно-зеленые медальоны с надписями — титлами.
Список иконы из Ханты-Мансийска дополнен изображениями святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского, и преподобной Ксении — они написаны в полный рост на полях в фигурных рамках на синем фоне. Святой Василий держит в руках закрытое Евангелие. Он одет в темно-зеленый подризник и светло-розовую с золотыми складками фелонь — облачение, которое православные священники надевали во время богослужений. Поверх фелони художник изобразил белую широкую ленту с тонкими черными крестами — омофор. Святая преподобная Ксения написана в монашеском головном уборе — куколе. На ней свободный светло-коричневый хитон, плащ и параманд — четырехугольный платок с изображением орудий страстей Христовых. Исследователи предполагают, что эти святые были тезками заказчиков иконы.