Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Коллекция классического искусства в Татарстане»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Умиление

Время создания
рубеж XV–XVI веков
Размер
26x20,8 см
Техника
дерево, темпера
8
Открыть в приложении
#1
Богоматерь Умиление
#2
Икону «Богоматерь Умиление» создал неизвестный мастер на рубеже XV–XVI веков. Это один из самых древних памятников в иконописной коллекции музея.

«Умиление» — название не одной конкретной иконы, а целого иконографического типа. Его характерная особенность в том, что Богоматерь и Младенец нежно прижимаются друг к другу щеками. Такая близость символизирует безграничную материнскую любовь Марии и её скорбь о грядущих страданиях Сына. Подобная иконография была известна еще в раннехристианском искусстве Византии, но окончательно этот тип сложился к XI веку. В русской культуре тип «Умиление» стал одним из самых любимых: нежные объятия Богородицы и Младенца запечатлены на известнейшей Владимирской иконе Божией Матери.

У разных икон типа «Умиление» могут быть свои важные отличия. Икона из собрания музея — один из редких вариантов. К ее особенностям относятся необычные жесты Младенца Иисуса: левой рукой Он обнимает Богородицу, а правой прижимает к груди свернутый свиток. Положение рук Богоматери отличается от многих других древних иконографических изводов.

Еще одна особенность иконы: сохранилась авторская живопись ликов Богоматери и Младенца. Это очень важная деталь. Дело в том, что раньше древние образы не реставрировали, а «поновляли»: когда краски темнели от времени, на иконе создавалось новое изображение. Иконописец, который поновлял эту икону, записал состарившиеся одежды и фон, но принципиально не трогал лики. Это означает, что образ почитали как особенный, чудотворный. Благодаря этому хорошо сохранилась авторская живопись рубежа XV–XVI веков.

Исследователи отмечали, что лики написаны с большим мастерством: они переданы тончайшими плавями — легкими полупрозрачными слоями от темного к светлым тонам. Важно, что художник виртуозно владел техникой иконописи, а также смог передать эмоциональные переживания Богородицы. Всё это позволяет отнести памятник к выдающимся произведениям древнерусского искусства.

До 1920-х годов образ находился в моленном доме Поморской церкви Казани, затем был передан в Государственный музей Татарской АССР. В Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан икона поступила в 1962-м году.
#7
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Умиление

Время создания
рубеж XV–XVI веков
Размер
26x20,8 см
Техника
дерево, темпера
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%