Икону «Богоматерь Умиление» создал неизвестный мастер на рубеже XV–XVI веков. Это один из самых древних памятников в иконописной коллекции музея.
«Умиление» — название не одной конкретной иконы, а целого иконографического типа. Его характерная особенность в том, что Богоматерь и Младенец нежно прижимаются друг к другу щеками. Такая близость символизирует безграничную материнскую любовь Марии и её скорбь о грядущих страданиях Сына. Подобная иконография была известна еще в раннехристианском искусстве Византии, но окончательно этот тип сложился к XI веку. В русской культуре тип «Умиление» стал одним из самых любимых: нежные объятия Богородицы и Младенца запечатлены на известнейшей Владимирской иконе Божией Матери.
У разных икон типа «Умиление» могут быть свои важные отличия. Икона из собрания музея — один из редких вариантов. К ее особенностям относятся необычные жесты Младенца Иисуса: левой рукой Он обнимает Богородицу, а правой прижимает к груди свернутый свиток. Положение рук Богоматери отличается от многих других древних иконографических изводов.
Еще одна особенность иконы: сохранилась авторская живопись ликов Богоматери и Младенца. Это очень важная деталь. Дело в том, что раньше древние образы не реставрировали, а «поновляли»: когда краски темнели от времени, на иконе создавалось новое изображение. Иконописец, который поновлял эту икону, записал состарившиеся одежды и фон, но принципиально не трогал лики. Это означает, что образ почитали как особенный, чудотворный. Благодаря этому хорошо сохранилась авторская живопись рубежа XV–XVI веков.
Исследователи отмечали, что лики написаны с большим мастерством: они переданы тончайшими плавями — легкими полупрозрачными слоями от темного к светлым тонам. Важно, что художник виртуозно владел техникой иконописи, а также смог передать эмоциональные переживания Богородицы. Всё это позволяет отнести памятник к выдающимся произведениям древнерусского искусства.
До 1920-х годов образ находился в моленном доме Поморской церкви Казани, затем был передан в Государственный музей Татарской АССР. В Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан икона поступила в 1962-м году.
«Умиление» — название не одной конкретной иконы, а целого иконографического типа. Его характерная особенность в том, что Богоматерь и Младенец нежно прижимаются друг к другу щеками. Такая близость символизирует безграничную материнскую любовь Марии и её скорбь о грядущих страданиях Сына. Подобная иконография была известна еще в раннехристианском искусстве Византии, но окончательно этот тип сложился к XI веку. В русской культуре тип «Умиление» стал одним из самых любимых: нежные объятия Богородицы и Младенца запечатлены на известнейшей Владимирской иконе Божией Матери.
У разных икон типа «Умиление» могут быть свои важные отличия. Икона из собрания музея — один из редких вариантов. К ее особенностям относятся необычные жесты Младенца Иисуса: левой рукой Он обнимает Богородицу, а правой прижимает к груди свернутый свиток. Положение рук Богоматери отличается от многих других древних иконографических изводов.
Еще одна особенность иконы: сохранилась авторская живопись ликов Богоматери и Младенца. Это очень важная деталь. Дело в том, что раньше древние образы не реставрировали, а «поновляли»: когда краски темнели от времени, на иконе создавалось новое изображение. Иконописец, который поновлял эту икону, записал состарившиеся одежды и фон, но принципиально не трогал лики. Это означает, что образ почитали как особенный, чудотворный. Благодаря этому хорошо сохранилась авторская живопись рубежа XV–XVI веков.
Исследователи отмечали, что лики написаны с большим мастерством: они переданы тончайшими плавями — легкими полупрозрачными слоями от темного к светлым тонам. Важно, что художник виртуозно владел техникой иконописи, а также смог передать эмоциональные переживания Богородицы. Всё это позволяет отнести памятник к выдающимся произведениям древнерусского искусства.
До 1920-х годов образ находился в моленном доме Поморской церкви Казани, затем был передан в Государственный музей Татарской АССР. В Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан икона поступила в 1962-м году.