Произведение неизвестного художника итальянской школы «Богоматерь с младенцем в пейзаже», предположительно выполненное в XIV–XV веках, относится к числу наиболее ценных экспонатов собрания галереи.
В центре композиции на фоне пейзажа представлена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом. Согласно христианской традиции, первую икону с изображением Богоматери создал евангелист Лука. Существует множество типов икон с изображением Богородицы, которые различаются иконографически. Например, «Одигитрия», или «Путеводительница», — по преданию, именно такую икону написал Лука: Мадонна держит на руках младенца и указывает на него правой рукой. «Елеуса», или «Умиление», в православной иконописи — один из основных типов изображения: мать и дитя изображены склонившими друг к другу головы в знаке любви.
«Богоматерь с младенцем в пейзаже» относится к типу «Мадонна Смирение», который сложился в XIV веке и получил распространение в западноевропейском искусстве, особенно в итальянской живописи. Зачастую этот тип соединялся с иконографией «Мадонна Кормящая». Богоматерь изображена сидящей на земле на небольшой подушке, являя одну из главных христианских добродетелей — смирение. Предполагается, что первым художником, создавшим этот иконографический тип, был известный итальянский мастер, представитель сиенской школы живописи Симоне Мартини.
«Богоматерь с младенцем в пейзаже» относится к «треченто» — переходному периоду от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. В ней можно видеть сочетание иконописных принципов Средневековья и некоторых завоеваний новой художественной системы в области живописно-пластической формы. Художник использует традиционную композицию и условный золотой фон и при этом ставит перед собой задачу воспроизведения трехмерного пространства, светотеневой моделировки объема. Однако в полной мере и последовательно выполнить эту задачу ему еще не удается. В отличие от византийских икон, на которых младенец смотрит на зрителя, здесь его взгляд обращен на мать, что придает произведению более камерное, интимное звучание.
В центре композиции на фоне пейзажа представлена Богоматерь с младенцем Иисусом Христом. Согласно христианской традиции, первую икону с изображением Богоматери создал евангелист Лука. Существует множество типов икон с изображением Богородицы, которые различаются иконографически. Например, «Одигитрия», или «Путеводительница», — по преданию, именно такую икону написал Лука: Мадонна держит на руках младенца и указывает на него правой рукой. «Елеуса», или «Умиление», в православной иконописи — один из основных типов изображения: мать и дитя изображены склонившими друг к другу головы в знаке любви.
«Богоматерь с младенцем в пейзаже» относится к типу «Мадонна Смирение», который сложился в XIV веке и получил распространение в западноевропейском искусстве, особенно в итальянской живописи. Зачастую этот тип соединялся с иконографией «Мадонна Кормящая». Богоматерь изображена сидящей на земле на небольшой подушке, являя одну из главных христианских добродетелей — смирение. Предполагается, что первым художником, создавшим этот иконографический тип, был известный итальянский мастер, представитель сиенской школы живописи Симоне Мартини.
«Богоматерь с младенцем в пейзаже» относится к «треченто» — переходному периоду от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения. В ней можно видеть сочетание иконописных принципов Средневековья и некоторых завоеваний новой художественной системы в области живописно-пластической формы. Художник использует традиционную композицию и условный золотой фон и при этом ставит перед собой задачу воспроизведения трехмерного пространства, светотеневой моделировки объема. Однако в полной мере и последовательно выполнить эту задачу ему еще не удается. В отличие от византийских икон, на которых младенец смотрит на зрителя, здесь его взгляд обращен на мать, что придает произведению более камерное, интимное звучание.