Икона с образом Богоматери Вратарницы была создана в XIX веке. В православной культуре существует традиция делать списки (то есть, художественные копии) с самых почитаемых икон. Подлинники могут быть очень древними, а в некоторых случаях утерянными, но чудотворный образ сохраняется благодаря спискам. Некоторые иконы-списки насчитывают не одну сотню лет и становятся не меньшими ценностями, чем самые первые иконы.
Эта икона — список с древней чудотворной иконы «Богоматерь Иверская (Вратарница)». Оригинал до сих пор хранится в Иверском монастыре на горе Афон. Название «Вратарница» реликвия получила из-за того, что по легенде несколько раз чудесно появилась над главными вратами Иверского монастыря.
Этот список XIX века создал греческий художник Николаос К. Склавопулос. В 2016 году в ходе подготовки масштабной выставки «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» специалист из Казанской духовной семинарии Наталья Асяева прочитала имя иконописца.
Николаос К. Склавопулос написал Богоматерь «Вратарницу» на кипарисовой доске. Он внес довольно существенные изменения в композицию: мастер поместил святой образ не в прямоугольную плоскость, как на чудотворной афонской иконе, а в ковчег, близкий по форме к квадрату. Кроме того, сами лики Богоматери и Младенца отличаются от древнего оригинала.
Сложно сказать, существенна ли разница колорита у двух икон: образ Богоматери XIX века из собрания музея не реставрировался. Он находится под потемневшим слоем олифы — особым образом приготовленного масла (обычно льняного), которое в иконописи используют как защитный слой. Со временем олифа всегда темнеет, и колорит иконы меняется.
На резных полях иконы помещены изображения двуглавых орлов и равноконечных крестов. В верхних медальонах расположены двуглавые орлы в коронах, которые держат крест и символ власти — державу. Такой орел запечатлен также на гербе патриарха Константинопольского. История появления иконы Богоматери «Вратарницы» в Казани связана с Патриархом Иоакимом III.
В 1904 году он одним из первых выразил поддержку жителям Казани после похищения чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В апреле 1906-го года Патриарх Иоаким III подарил Казанскому Богородицкому монастырю список с иконы Богоматери «Всеблаженной», а ещё через два года — эту икону. На обороте сохранилась пластина с надписью о передаче в дар образа настоятельнице монастыря игумении Маргарите.
В 1930-е годы после закрытия монастыря реликвия была передана в Государственный музей Татарской АССР.
Эта икона — список с древней чудотворной иконы «Богоматерь Иверская (Вратарница)». Оригинал до сих пор хранится в Иверском монастыре на горе Афон. Название «Вратарница» реликвия получила из-за того, что по легенде несколько раз чудесно появилась над главными вратами Иверского монастыря.
Этот список XIX века создал греческий художник Николаос К. Склавопулос. В 2016 году в ходе подготовки масштабной выставки «Чудотворный Казанский образ Богоматери. Казанский Богородицкий монастырь» специалист из Казанской духовной семинарии Наталья Асяева прочитала имя иконописца.
Николаос К. Склавопулос написал Богоматерь «Вратарницу» на кипарисовой доске. Он внес довольно существенные изменения в композицию: мастер поместил святой образ не в прямоугольную плоскость, как на чудотворной афонской иконе, а в ковчег, близкий по форме к квадрату. Кроме того, сами лики Богоматери и Младенца отличаются от древнего оригинала.
Сложно сказать, существенна ли разница колорита у двух икон: образ Богоматери XIX века из собрания музея не реставрировался. Он находится под потемневшим слоем олифы — особым образом приготовленного масла (обычно льняного), которое в иконописи используют как защитный слой. Со временем олифа всегда темнеет, и колорит иконы меняется.
На резных полях иконы помещены изображения двуглавых орлов и равноконечных крестов. В верхних медальонах расположены двуглавые орлы в коронах, которые держат крест и символ власти — державу. Такой орел запечатлен также на гербе патриарха Константинопольского. История появления иконы Богоматери «Вратарницы» в Казани связана с Патриархом Иоакимом III.
В 1904 году он одним из первых выразил поддержку жителям Казани после похищения чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В апреле 1906-го года Патриарх Иоаким III подарил Казанскому Богородицкому монастырю список с иконы Богоматери «Всеблаженной», а ещё через два года — эту икону. На обороте сохранилась пластина с надписью о передаче в дар образа настоятельнице монастыря игумении Маргарите.
В 1930-е годы после закрытия монастыря реликвия была передана в Государственный музей Татарской АССР.