Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Грузинская

Время создания
XVII век
Размер
94,5x73,5 см
94,5х73,5х3,8 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Богоматерь Грузинская
#4
Первая икона с иконописным сюжетом «Богоматерь Грузинская» была написана в Грузии. Это один из 142 образов Богородицы в православной иконографии. В 1622 году её вывезли в Персию, где реликвию приобрёл русский приказчик Стефан Лазарев. На Руси икону впервые увидели в 1629 году — её разместили в Черногорском монастыре близ Архангельска. Через несколько лет лик стали копировать местные мастера. Икону из коллекции Ханты-Мансийского музея тоже написали в XVII веке.
#3

Иконография и секреты изготовления

#5
Богоматерь Грузинскую относят к типу Одигитрии, что означает «путеводительница». Этот сюжет получил название от имени древнего христианского храма Одигон в Греции. Именно там находился образ, который по преданию написал апостол Лука. На иконах этого типа Богоматерь изображают с Иисусом-младенцем на руках. Его голова немного откинута назад, правая рука поднята в благословляющем жесте, а в левой он держит свиток. На иконе «Богоматерь Грузинская» Младенец сидит на левой руке Богородицы.

<div><br></div>В иконе каждая деталь и цвет имели своё значение. Богородицу писали в мафории — огромном прямоугольном платке, который носили замужние женщины тех лет. Он закрывал не только голову, но и всё тело. Синий цвет чепца и туники под мафорием символизировал непорочность Девы Марии. А её одеяние всегда окрашивали в пурпур, как у царственных особ — так иконописцы подчёркивали исключительность Богоматери.
#2
Основу для иконы изготавливали из сердцевины сухого бревна. Чаще всего использовали несмолянистые породы — липу, ольху. Старинные образа писали на колотых досках: тогда не было нужных инструментов, которые могли бы аккуратно распиливать доски вдоль волокон, зубчатая пила справлялась только с поперечными.

Затем дерево покрывали паволокой — льняной тканью, грунтовали специальным меловым раствором — левкасом, а уже по нему рисовали красками. Их делали из специальных порошковых пигментов и сырого яйца.

Икона несколько веков находилась в храмах Архангельской губернии. В советские годы церковную утварь изымали и отправляли в фондохранилища. В 1996 году икону Богоматерь Грузинская приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа в рамках программы «Раритеты и художественные ценности». Через 15 лет её передали в Государственный художественный музей Ханты-Мансийска.
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Грузинская

Время создания
XVII век
Размер
94,5x73,5 см
94,5х73,5х3,8 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%