Самый древний образ Богоматери Киккской написал апостол Лука в Египте ещё в I веке нашей эры. Исследователи относят древнюю Киккскую икону к разновидности «Умиления» — «Взыграние Младенца». Отличительной чертой этого образа является то, что Богоматерь и Иисус-младенец соприкасаются щеками. Во время гонений на христиан образ хотели уничтожить, отправив из Египта в Византию, которая тогда считалась центром иконоборцев. Однако корабль, на котором его везли, захватили сначала сарацины, затем греки — так икона оказалась на острове Кипр. По преданию, правителю Кипра Мануилу Вутомиту явилась Богородица и повелела отвезти образ на гору Киккос. Тогда же там основали монастырь, а икона с тех пор именуется Киккская. Это единственный образ, который закрыт от верующих. Его покрыли драгоценным окладом, а сверху почти полностью завесили пеленой.
Богоматерь Елеуса Киккская
Время создания
1693 год
Размер
118х99 см.
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
Тюменев Л.Я.
Богоматерь Елеуса Киккская
#2
#4
Икона «Богоматерь Елеуса Киккская». Симон Ушаков, XVII век.
Источник: wikipedia.org
На Руси первая такая икона появилась в XVII веке. Её в 1668 году написал главный иконописец Оружейной палаты Симон Ушаков для церкви святителя Григория Неокесарийского в Москве. Икону относят к разновидности Елеусы — «Взыграние младенца». Такой образ отличает сложная поза Иисуса: его ноги повёрнуты в одну сторону, а голова и туловище — в другую.
#5
Икона из коллекции Рыбинского музея была создана в 1693 году в Рыбной слободе — предшественнице города Рыбинска. Написал икону местный иконописец Леонтий Яковлевич Тюменев. Исследователи полагают, что в качестве образца он использовал одноименную икону Симона Ушакова. Рыбнослободской иконописец, вероятно, видел воочию московский образ. В 1676 г. царь Федор Алексеевич пожаловал Рыбную слободу боярину Богдану Хитрово, в ведении которого в 1655–1680 гг. находилась Оружейная палата московского Кремля. Все это могло способствовать проникновению в слободу традиций искусства царских мастеров.
Икону он написал на деревянной основе, предварительно сделав ковчег — прямоугольное углубление для ликов. Тюменев использовал темперу — краски на порошковом пигменте, разведённые в сыром желтке или цельном яйце.
#6
Рыбнослободской мастер во многом повторил композицию иконы Симона Ушакова и перенял некоторые приёмы знаменитого московского изографа. На иконе из Рыбинского музея можно заметить притенения в складках одежд, алым цветом написан мафорий, а отвороты его — нежно-зеленым.
#7
Икона «Богоматерь Елеуса Киккская» поступила на хранение в музей в 1967 году. До этого она находилась в церкви Обновления храма Воскресения Христова в селе Борзово недалеко от Рыбинска. Образ обнаружили на полу в уже закрытом храме и успели привезти в музей незадолго до того, как церковь разграбили.
#8
Рыбинский музей-заповедник
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Елеуса Киккская
Время создания
1693 год
Размер
118х99 см.
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
Выставка
3

Открыть в приложении
Поделиться