Образ представляет Богоматерь с молитвенно воздетыми руками. На ее груди поясное изображение Христа Эммануила с благословляющей десницей и свернутым свитком в левой руке. На полях — фигуры святых Николая Чудотворца и Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Золотой ажурный декор обрамляет изображение иконы и отделяет его от полей.
Образ исполнен высокопрофессиональным художником и в точности сохраняет и повторяет рисунок первой Тобольской иконы Богородицы Абалакской. Это значит, что автор томской иконы видел перед собой список утраченного древнего памятника. Списками называют копии почитаемых икон — им дают то же название, что и оригиналу.
Такое изображение ликов характерно для памятников Афона: очень выразительные, они словно окутаны матовой дымкой. Более десяти веков гора Афон в Греции остается духовным центром всех православных. Здешняя иконописная мастерская разрослась до художественной школы.
Афонская техника исполнения масляной живописи гладкая и одновременно многослойная. Лики и руки написаны лессировками — легкими мазками разведенной, почти прозрачной краски поверх основного цвета. Такая техника придает изображению особенную мягкость и свечение. Лики Царицы Небесной и Богомладенца значительно темнее, чем фигуры святых: мастер написал их согласно первообразу. Иконе присущи мягкие переходы тона от одного красочного слоя к другому, от условной тени к условному свету. Несмотря на контраст объемных образов и плоского декоративного фона, автору удалось создать пропорциональную композицию. В подобной живописной манере, но в значительно более светлой гамме исполнены лики святителя Николая и преподобной Марии Египетской.
Афонские мастера уделяли особое внимание одежде и драпировкам. Здесь художник создает одеяния Богоматери, словно любуясь фактурой разного вида ткани. Подрагивают драпировки вишневого мафория с цветами твореного золота и зеленым подбоем. Ткань мафория напоминает атласные китайские платки, которые появились в Сибири с началом русско-китайской караванной торговли. Праздничным бархатом переливается синее платье Богородицы с воротом и поручами (нарукавниками) сусального золота, унизанными крупными жемчужинами. Тем же жемчугом выложены три звездочки приснодевства, указывающие на то, что Мария сохранила чистоту и невинность даже после рождения Христа.
Икона Томского собрания, вероятно, была создана как один из вольных вариантов знаменитого чудотворного Абалакского образа, только гораздо большего размера. Возможно, образ вышел из мастерской ученика иконописцев с Афона. Объявления о таких мастерских встречаются в «Епархиальных ведомостях» сибирских городов.
Образ исполнен высокопрофессиональным художником и в точности сохраняет и повторяет рисунок первой Тобольской иконы Богородицы Абалакской. Это значит, что автор томской иконы видел перед собой список утраченного древнего памятника. Списками называют копии почитаемых икон — им дают то же название, что и оригиналу.
Такое изображение ликов характерно для памятников Афона: очень выразительные, они словно окутаны матовой дымкой. Более десяти веков гора Афон в Греции остается духовным центром всех православных. Здешняя иконописная мастерская разрослась до художественной школы.
Афонская техника исполнения масляной живописи гладкая и одновременно многослойная. Лики и руки написаны лессировками — легкими мазками разведенной, почти прозрачной краски поверх основного цвета. Такая техника придает изображению особенную мягкость и свечение. Лики Царицы Небесной и Богомладенца значительно темнее, чем фигуры святых: мастер написал их согласно первообразу. Иконе присущи мягкие переходы тона от одного красочного слоя к другому, от условной тени к условному свету. Несмотря на контраст объемных образов и плоского декоративного фона, автору удалось создать пропорциональную композицию. В подобной живописной манере, но в значительно более светлой гамме исполнены лики святителя Николая и преподобной Марии Египетской.
Афонские мастера уделяли особое внимание одежде и драпировкам. Здесь художник создает одеяния Богоматери, словно любуясь фактурой разного вида ткани. Подрагивают драпировки вишневого мафория с цветами твореного золота и зеленым подбоем. Ткань мафория напоминает атласные китайские платки, которые появились в Сибири с началом русско-китайской караванной торговли. Праздничным бархатом переливается синее платье Богородицы с воротом и поручами (нарукавниками) сусального золота, унизанными крупными жемчужинами. Тем же жемчугом выложены три звездочки приснодевства, указывающие на то, что Мария сохранила чистоту и невинность даже после рождения Христа.
Икона Томского собрания, вероятно, была создана как один из вольных вариантов знаменитого чудотворного Абалакского образа, только гораздо большего размера. Возможно, образ вышел из мастерской ученика иконописцев с Афона. Объявления о таких мастерских встречаются в «Епархиальных ведомостях» сибирских городов.