Блюдо плоское, круглое, с маленьким вертикальным бортиком. Выполнено из массивного листа без шлифовки, на обороте следы припоя для ножки.
Декор нанесен точечным чеканом, местами, вероятно, прокатан инструментом типа зубчатого колесика, фон изображений центрального медальона позолочен. В центре блюда круглый медальон, обведенный двойным валиком.
Изделие происходит из состава Ямгортского клада, найденного в лесу между поселками Ямгорт и Овгорт. В клад входили три серебряных сосуда, булгарские украшения из серебра и бронзовые зооморфные фигурки, отлитые в Западной Сибири. Вещи по легенде были упакованы в двух котлах.
Блюдо, изготовленное в Волжской Болгарии, поступило в музей в 2001 году из поселка Зеленый Яр, где хранилось в священном сундуке старика-шамана.
Внутри медальона изображена мифологическая сцена: мужчина, с лысым теменем и длинными, до плеч, волосами, с бородой, в длинном кафтане, протягивает руку к хвосту фантастического зверя с «линией жизни» на груди. Над зверем стоит птица с большим клювом, под ним — свернувшийся кольцами змей, небольшой зверек и рыба. Между валиками — орнамент в виде двухчастной плетенки, разбитой в одном месте двумя S-образными фигурами. На изделии присутствуют небольшая потертость, царапины и пятна.
Изделие происходит из состава Ямгортского клада, найденного в лесу между поселками Ямгорт и Овгорт. В клад входили три серебряных сосуда, булгарские украшения из серебра и бронзовые зооморфные фигурки, отлитые в Западной Сибири. Вещи по легенде были упакованы в двух котлах.
Блюдо, изготовленное в Волжской Болгарии, поступило в музей в 2001 году из поселка Зеленый Яр, где хранилось в священном сундуке старика-шамана.
Серебряные блюда издавна использовались на севере Западной Сибири в качестве жертвенной посуды, в них преподносили «пищу» духам-покровителям. В представлениях обских угров многие духи-покровители являлись богатырями. Любимым и наиболее почитаемым из них был Небесный всадник — младший сын Нуми-Торума — Мир-сусне-хум (у манси), или Мир-вантты-хэ (у ханты).
В дар Небесному всаднику приносили прежде всего ритуальные предметы богатырского одеяния и снаряжения. Когда в его честь приносили жертвенное животное, то ожидали прибытия на церемонию самого Небесного всадника. Чтобы конь бога не касался грешной земли, для его копыт заранее ставили четыре серебряных блюдца.
В XVIII–XX веках, когда «тела» божеств уже выполнялись преимущественно из ткани, прикрепленные к «груди» серебряные блюда и тарелки стали выступать в роли символа, подчеркивающего необычность, а значит, и священность фигур.