Излюбленные сюжеты и цветочные орнаменты, которые украшали европейскую питьевую посуду с конца XVII века, переняли московские ювелиры. Затем подобным образом начали декорировать не только питьевую, но и столовую и чайную драгоценную утварь.
В XVIII–XIX веках резко вырос профессионализм мастеров, а следовательно, и художественный уровень создаваемых ими произведений. С другой стороны, открытие новых месторождений в Азии, Африке и Латинской Америке способствовало притоку золота в Старый Свет, а разработка коренных месторождений в Сибири и на Урале обогатила казну Российской империи.
В экспозиции Государственного исторического музея особое место занимает драгоценная столовая посуда ювелирных мастерских XVII–XVIII веков, а также фабрик и крупнейших фирм XIX — начала XX столетия. Помещенные рядом в экспозиции, изделия русских, немецких, английских, французских и польских мастеров позволяют увидеть сменяемость стилей, сравнить присущие им орнаментику и формы, обратить внимание на национальные особенности различных стилей — например, барокко, рококо, классицизма и ампира.
Обилие золота в украшении подносов, блюд, всевозможных мисок и тарелок, столовых приборов и предметов сервировки стола позволяет говорить о том, как менялось отношение к драгоценному металлу. Золото начали использовать не только для ювелирных украшений, но и для сугубо утилитарных предметов.
Богатые пиры XVIII столетия отличались многочисленными сменами блюд. Подавали их в строгой последовательности, причем каждому блюду соответствовала определенная посуда. Поэтому сервизы состояли из огромного количества элементов. Парадный столовый сервиз, подаренный Екатериной Великой Алексею Бобринскому, ее внебрачному сыну от графа Григория Орлова, первоначально насчитывал около 1500 предметов. После смерти Бобринского сервиз разделили между собой его наследники и предметы оказались у разных владельцев. Часть из них хранится сейчас в крупнейших государственных собраниях России: в Историческом музее, Государственном Эрмитаже и Оружейной палате.
В XVIII–XIX веках резко вырос профессионализм мастеров, а следовательно, и художественный уровень создаваемых ими произведений. С другой стороны, открытие новых месторождений в Азии, Африке и Латинской Америке способствовало притоку золота в Старый Свет, а разработка коренных месторождений в Сибири и на Урале обогатила казну Российской империи.
В экспозиции Государственного исторического музея особое место занимает драгоценная столовая посуда ювелирных мастерских XVII–XVIII веков, а также фабрик и крупнейших фирм XIX — начала XX столетия. Помещенные рядом в экспозиции, изделия русских, немецких, английских, французских и польских мастеров позволяют увидеть сменяемость стилей, сравнить присущие им орнаментику и формы, обратить внимание на национальные особенности различных стилей — например, барокко, рококо, классицизма и ампира.
Обилие золота в украшении подносов, блюд, всевозможных мисок и тарелок, столовых приборов и предметов сервировки стола позволяет говорить о том, как менялось отношение к драгоценному металлу. Золото начали использовать не только для ювелирных украшений, но и для сугубо утилитарных предметов.
Богатые пиры XVIII столетия отличались многочисленными сменами блюд. Подавали их в строгой последовательности, причем каждому блюду соответствовала определенная посуда. Поэтому сервизы состояли из огромного количества элементов. Парадный столовый сервиз, подаренный Екатериной Великой Алексею Бобринскому, ее внебрачному сыну от графа Григория Орлова, первоначально насчитывал около 1500 предметов. После смерти Бобринского сервиз разделили между собой его наследники и предметы оказались у разных владельцев. Часть из них хранится сейчас в крупнейших государственных собраниях России: в Историческом музее, Государственном Эрмитаже и Оружейной палате.