Настоящее блюдо, одно из лучших в музейном собрании глазурованной керамики XIX–XX вв., происходит из Риштана, расположенного на юге Ферганской долины, между Ферганой и Кокандом. В конце XIX века Риштан являлся одним из крупнейших в Средней Азии гончарных центров, возникновение которого предание относит к началу XII века. Развитию гончарного производства в Риштане способствовало наличие высококачественного сырья. Все пригодные для изготовления керамической посуды глины и красители, кроме ляпис-лазури и кобальта, риштанские мастера добывали на месте или в ближайших районах. Местная глина считалась самой лучшей.
Блюдо
Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Узбекистан, региона Ферганы, Риштан
Размер
47,5x29,5x8,5 см
Техника
глина, формовка на гончарном круге, обжиг, ангоб, роспись, глазурь
Коллекция
Выставка
10
Открыть в приложении#1
Ходжа Усто Багиев
Блюдо
#2
#3
Большие керамические блюда — одна из самых популярных разновидностей гончарной посуды, которая использовалась для подачи главного национального угощения — плова. Считалось, что готовить плов можно в металлическом казане, но есть необходимо из глиняной посуды, причём лучше руками, так плов вкуснее.
В старину в некоторых обрядах могла использоваться только ритуально чистая утварь из обожжённой глины — материала чистого и богоугодного. Ведь согласно Корану и человека Аллах сотворил из глины, подобной гончарной. В течение священного для мусульман месяца рамадана правоверные предпочитали есть и пить из гончарных блюд и чаш, которые специально покупали перед началом поста.
В старину в некоторых обрядах могла использоваться только ритуально чистая утварь из обожжённой глины — материала чистого и богоугодного. Ведь согласно Корану и человека Аллах сотворил из глины, подобной гончарной. В течение священного для мусульман месяца рамадана правоверные предпочитали есть и пить из гончарных блюд и чаш, которые специально покупали перед началом поста.
#5
В старину в некоторых обрядах могла использоваться только ритуально чистая утварь из обожжённой глины — материала чистого и богоугодного. Ведь согласно Корану и человека Аллах сотворил из глины, подобной гончарной. В течение священного для мусульман месяца рамадана правоверные предпочитали есть и пить из гончарных блюд и чаш, которые специально покупали перед началом поста.
#6
Художественная керамика Риштана выделяется определёнными стилистическими особенностями, что позволяет говорить о существовании местной школы. Старые мастера в совершенстве владели росписью кистью калами. Прекрасный образец такой свободной почти «каллиграфической» росписи даёт и музейное блюдо. Орнаментация риштанских изделий отличалась чёткостью и ясностью рисунка. Синий цвет широко вошёл в обиход среднеазиатских гончаров в начале XV в., когда благодаря завоеваниям Тимура с Ближнего Востока пришла мода на расписанную кобальтом посуду и новые узоры, рождённые в Китае, но адаптированные мусульманскими мастерами.
#7
Этнограф Е.М. Пещерева, собравшая обширным материал по гончарному делу Средней Азии, писала, что лучшие мастера могли «извлекать узоры из сердца», т. е. придумывать свои новые, хотя нередко заимствовали понравившиеся рисунки с чужой посуды. Источником вдохновения порой служила вышивка, орнаменты набоечных тканей, расписные потолки — все, что окружало и радовало глаз. Односельчане различали «почерк» искусных мастеров, пользовавшихся известность. Однако большинство музейных предметов так и остались безымянными. В этом смысле музейному блюду повезло. А.С. Умнов, добывший его для своей коллекции, сумел записать имя мастера «Ходжа Усто Багиев», но не будучи до конца уверенным в его правильности, поставил рядом знак вопроса. Слово «ходжа» означает, что мастер был уважаемым человеком и совершил паломничество в Мекку — мусульманской святыне, что должен сделать каждый правоверный.
В наши дни риштанские мастера продолжают традиции знаменитой ферганской сине-бирюзовой керамики, но достичь совершенства старых наккошей, виртуозно владевших искусством росписи калами, им до сих пор не удаётся.
В наши дни риштанские мастера продолжают традиции знаменитой ферганской сине-бирюзовой керамики, но достичь совершенства старых наккошей, виртуозно владевших искусством росписи калами, им до сих пор не удаётся.
читать дальшескрыть
Блюдо
Время создания
вторая половина XIX века
Место создания
Узбекистан, региона Ферганы, Риштан
Размер
47,5x29,5x8,5 см
Техника
глина, формовка на гончарном круге, обжиг, ангоб, роспись, глазурь
Коллекция
Выставка
10
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться