Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История родного края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Безмен

Время создания
XIX век
Размер
60,5 см
Техника
металл, дерево
7
Открыть в приложении
#34
Весы — один из древнейших приборов для определения массы тела по действующей на них силе тяжести. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
#2
Безмен — особого рода весы, состоящие из металлического (железного или медного) стержня, на одном конце которого находиться большое утолщение, а на противоположном — крючок и чашка, взвешиваемый товар кладется на эту чашку или навешивается на крючок. На стержень надета петля из проволоки или струны, которую при взвешивании держат за верхний конец, передвигая по стержню до тех пор, пока безмен не придет в равновесие; при этом центр тяжести безмена не нагруженного товаром, придется над нижним концом проволочной петли. От этого места идет счет делений, которые имеют вид небольших точечных углублений, выбитых на стержне безмена между этим местом и концом, на котором находится крючок.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — т. III, кн. 5, СПб., 1981, стр. 298

#3
Безмен — ручные весы с неравным рычагом и подвижною опорною точкой. Метки на безмене показывают сперва доли фунта (четверти, а иногда и осьмушки), потом целые фунты, до 10; затем по два фунта, до 20; по пяти фунтов, до 40; далее, где идет еще счет, десятками.
Словарь Даля. 2012
#4

История

#6
Простейшие весы в виде равноплечного коромысла с подвешенными чашками широко применялись при меновой торговле в Древнем Вавилоне (2,5 тысячи лет до нашей эры) и Египте (2 тысячи лет до нашей эры).

Несколько позднее появились неравноплечные весы с передвижной гирей (безмен). Они стали известны миру еще в античные времена. 
#5
Древний безмен
К старейшим безменам с подвижной точкой опоры принадлежит удивительная находка времен Древнего Рима. Историки склонны считать, что им не менее 2400 лет. 


О деревянных весах с фиксированным противовесом и подвижной точкой опоры упоминал в своих трудах Аристотель (384 — 322 года до нашей эры).

#7
Однако во все времена отмечали неточность простых безменов при взвешивании и называли их орудием нечестной торговли. Об этом упоминал еще Аристотель в IV веке до нашей эры. В средние века в странах Европы безмены официально были запрещены в торговле.
#8

Безмены на Руси

#9
Историки сходятся во мнении, что изначально безмены на Руси именовались «пудами». К примеру, еще в Уставе Владимира I (конец Х — начало ХI веков) отмечена обязанность епископа следить за верностью мер и весов: «Еже искони установлено есть и поручено снятым пискуньям городьскые и торговые всякая мерила и спуды, извесы и ставила». Из текста не совсем ясно, что обозначают упоминаемые «спуды» — меру веса или же безмен. Одной из причин этому служит многозначность слов «пуд» и «безмен», которые также обозначали старинные русские меры веса.
#10
Пуд — старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Пуд соли съесть с кем-нибудь (тесно и давно общаясь, хорошо узнать кого-нибудь; разговорное).
Словарь русского языка Ожегова
#11
Безмен — старинная русская единица измерения массы, входившая в русскую систему мер и употреблявшаяся на севере Российской империи и в Сибири. 1 безмен равен 2½ фунта, или 5 малым гривенкам, или 240 золотникам, или 1/16 пуда (=1,022 кг).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — т. 86 (после т. 82 — 4 доп.), СПб., 1890–1907

#15

Виды русских безменов

#17
В России, что примечательно, единого термина для весов не было — наравне с «безменом», можно было встретить и другие названия — «пудовик», «кантарь», «контарь», «кантарик».     

В 1799 году была опубликована брошюра Я.И. Басина «Национальные изображения промышленников, снятые с натуры в Санкт-Петербурге». Издание содержало ряд зарисовок типичных представителей уличной торговли. На одной из них автор изобразил продавца икры.
#16
Иллюстрация в брошюре Я.И. Басина «Национальные изображения промышленников, снятые с натуры в Санкт-Петербурге». Разносчик
К рисунку полагалось детальное описание: «Разносчики сии носят свежепросольную икру в маленьких круглых бурачках, которые искусно делают из бересты с покрышкою. 


Продают икру целыми бурачками, а более на вес, для чего разносчик имеет всегда на плече безмен, а за плечами кулек с таковыми бурачками, наполненными икрою».   

#31
На плече торговца красовался безмен с шаровидным противовесом и довольно крупным телом, сужающимся к крюку. Подобные рисунки имеют ценное значение в вопросах датирования русских безменов, поскольку дают наглядное представление о том, как выглядели весоизмерительные приборы в то или иное время.
#20
Использование безмена
Датировать русский безмен с точностью до года или даже до десятилетия весьма сложная задача, порой просто невыполнимая. 


К большому сожалению исследователей, на безменах редко можно найти обозначение времени или места производства. 


В большинстве случаев о примерном времени изготовления можно судить лишь по форме изделия.

#12
Например, производство изящных метало-деревянных русских безменов было прекращено в последней трети XIX века.  До середины того же столетия тела полностью металлических безменов были преимущественно кованные, а более поздние изделия выполнены с использованием ровных заводских прутов. Колоритные деревянные безмены, выточенные из комеля дерева и снабженные кожаными ремнями и подвесами на шпагате, предположительно изготавливали в XVIII — начале XIX веках. Такие безмены отличались меньшей точностью, однако, вполне годились для использования в крестьянском быту, причем данный вариант позволял сэкономить владельцу кругленькую сумму.    
#22
Безмены из металла, дерева и составные — металл, дерево
#21
Формы противовесов также отличались.

Например, многогранные гири, а также противовесы в форме шара и эллипсоида (юлы) характерны для безменов XVIII–XIX веков.

На рубеже XIX–XX столетий в изготовлении безменов использовали различные технические детали, а после Первой мировой войны стали повсеместно появляться безмены — «лимонки» с противовесами из корпусов осколочных гранат.
#23
Формы противовесов: шар, многогранник, юла
#14
Кантарь в отличии от безмена/пуда относят к группе пружинных весов.

Принцип их работы базируется на законе Гука, который еще в 1660 году доказал, что деформация, возникающая в упругом теле, пропорциональна приложенной к этому телу силе.

Но практическое применение этой закономерности для изготовления весов произошло лишь в конце XVII века. Тогда немец Кристоф Вайгель разработал первую модель пружинных безменов.

В 1760-х годах в Германии появились кантарики, где вместо пружины было железное кольца. Первые модели «лунных» весов имели всего одну пару кольцо-крючок. Однако, уже в конце XVIII века появляются кантарики с двумя крюками для взвешивания грузов различной массы. 
#13
Кантарь — вид пружинных весов
Очень скоро новинка распространилась по Европе, причем основными производителями «лунных весов» были Германия и Франция.

С середины XIX века кантарики начали поставлять в Россию. Некоторые модели имели шкалу, градуированную с двух сторон — в килограммах и фунтах. Производство безменов этого типа пошло на спад на рубеже XIX — ХХ веков.
#24
На Руси использование простых безменов также имело ограничения. Прежде всего это можно отнести к внешней торговле. К примеру, в 1262–1263 годах между Новгородом и немецкими городами была заключена «Договорная грамота», в которой говорится: «Пуд отложихом, а скалви поставихом по своей воли и по любви», то есть для взвешивания товаров следовало применять только равноплечие весы. А вот запрет на использование простых безменов во внутренней торговле был принят в нашей стране лишь столетия спустя. Их употребление в мелочной торговле «по удобности к обману» было запрещено в 1797 году.
#25
Точность: небольшие грузы точностью до ¼ фунта или до ½ фунта; за 20 фунтов очень легко ошибиться, ещё легче нарочно обвесить на полфунта и на фунт.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — т. III, кн. 5, СПб., 1981, стр. 298

#26

Необычное применение безменов

#27
На Руси безмены использовали не только по прямому назначению. Ими можно было не только взвесить товар, но и, при необходимости, дать отпор злоумышленникам. Это нашло отражение в художественной литературе. К примеру, в романе В. Пикуля «Слово и дело», повествующем о событиях времен царствования Анны Иоанновны (1730 — 1740), сызранские купцы проучили безменами Ваньку Каина. Правила обращения с безменом в качестве оружия описаны в книге А.В. Суворова «Наука побеждать» (1795).
#28

Безмен в русской культуре

#32
К простым безменам в российских глубинках издавна сложилось особое отношение. Их показаниям доверяли безоговорочно, их берегли как большую ценность, передавая по наследству.
#29

Безмен в торговле

Этот факт нашел отражение в русских загадках:


* «Кто ни крещён, ни рождён, а правдой живёт»,
* «Сам худ, а голова с пуд»,
* «Железная душа, не берет барыша»,
а также пословице — «Безмен не попова душа, не обманет».

#30
В книге М.М. Громыко «Мир русской деревни» описан колоритный сельский обычай. Некогда в деревне Братское (Тверская область) под Рождество, когда темнело, двое жителей наряжались, один брал в руки палку, другой — безмен, и начинали обходить дома односельчан. У женщин спрашивали пряжу, сколько те успели напрясть за Филиппов пост. Присутствующие несли клубки, а ряженый с безменом их взвешивал. Тех, кто мало напрял, наказывали щекоткой. У мужиков требовали лапти и тоже щекотали, если было мало. Так обходили всю деревню. И если в Тверской области обходились щекоткой, то в Рязанской деревне бездельники могли и плетью получить.

В ХХI веке русский рычажный безмен окончательно утратил свое значение. Увы, когда-то незаменимые в быту весы стали непонятны и бесполезны новому поколению техники и электроники. Большая их часть оказалась на пунктах металлоприема, и лишь немногие образцы стали частью музейных и частных коллекций. 
#33
читать дальшескрыть

Безмен

Время создания
XIX век
Размер
60,5 см
Техника
металл, дерево
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%