Мушко — это удмуртская заплечная берестяная люлька для переноски грудных детей. После родов женщина возвращалась к работе в поле уже спустя несколько дней и брала младенца с собой. Детская люлька из экспозиции Глазовского музея бытовала в начале ХХ века в Глазовском уезде Вятской губернии.
Детский заплечный короб на лямках плели и сшивали из бересты и луба. Береста — это верхний слой коры березы, который широко использовали на Руси для строительства, ремесел, творчества и письма. Береста была доступным материалом и обладала прекрасными свойствами. Она была устойчива к гниению, пластична, легка и прочна, хорошо защищала от влаги и берегла тепло. После обработки она оставалась мягкой и служила природным антисептиком.
Задняя сторона удмуртской люльки была выше остальных бортов. С помощью лямок ее плотно крепили к спине матери. Нагрузка распределялась равномерно, что помогало женщине ходить прямо, а ее руки оставались свободными для работы. Козырек люльки защищал ребенка от прямых солнечных лучей, а береста хорошо пропускала воздух. От насекомых и дождя малыша укрывал полог — это могли быть специально сшитая занавеска, плотный холст или женский фартук. По краю полог обшивали полосками шелковой вышивки и прихватывали красной нитью — это был оберег от сглаза.
О большой роли мушко в жизни удмуртов писал в своих исследованиях археолог и этнограф Николай Григорьевич Первухин: «Вотские (удмуртские) женщины носят маленького ребенка в мушко всюду: и в поле на работы, и в церковь, и в гости». Помимо заплечных берестяных коробов мушко в удмуртских семьях бытовали различные приспособления для ухода за детьми: несколько видов колыбелей (кэкы, зыбка), устройства для переноски малышей, кровати, стульчики, детские ходунки, игрушки.
После берестяной люльки, как только малыш начинал садиться, его носили в мягком заплечном рюкзаке — ныпъете. Это тканый рюкзак, который могли на скорую руку сшить из скатерти или покрывала, приспособив пояса для лямок. Ныпъет — это прообраз современных эргорюкзаков и слингов, которые позволяют маме и малышу не разлучаться и вести активный образ жизни.
Детский заплечный короб на лямках плели и сшивали из бересты и луба. Береста — это верхний слой коры березы, который широко использовали на Руси для строительства, ремесел, творчества и письма. Береста была доступным материалом и обладала прекрасными свойствами. Она была устойчива к гниению, пластична, легка и прочна, хорошо защищала от влаги и берегла тепло. После обработки она оставалась мягкой и служила природным антисептиком.
Задняя сторона удмуртской люльки была выше остальных бортов. С помощью лямок ее плотно крепили к спине матери. Нагрузка распределялась равномерно, что помогало женщине ходить прямо, а ее руки оставались свободными для работы. Козырек люльки защищал ребенка от прямых солнечных лучей, а береста хорошо пропускала воздух. От насекомых и дождя малыша укрывал полог — это могли быть специально сшитая занавеска, плотный холст или женский фартук. По краю полог обшивали полосками шелковой вышивки и прихватывали красной нитью — это был оберег от сглаза.
О большой роли мушко в жизни удмуртов писал в своих исследованиях археолог и этнограф Николай Григорьевич Первухин: «Вотские (удмуртские) женщины носят маленького ребенка в мушко всюду: и в поле на работы, и в церковь, и в гости». Помимо заплечных берестяных коробов мушко в удмуртских семьях бытовали различные приспособления для ухода за детьми: несколько видов колыбелей (кэкы, зыбка), устройства для переноски малышей, кровати, стульчики, детские ходунки, игрушки.
После берестяной люльки, как только малыш начинал садиться, его носили в мягком заплечном рюкзаке — ныпъете. Это тканый рюкзак, который могли на скорую руку сшить из скатерти или покрывала, приспособив пояса для лямок. Ныпъет — это прообраз современных эргорюкзаков и слингов, которые позволяют маме и малышу не разлучаться и вести активный образ жизни.