У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн» который считался «чистым» инструментом, предназначенным для исполнения священной музыки, и был известен уже в Х столетии. Позднее этот инструмент попал в Европу, где его модернизировали и сделали знаменитым.
Сразу же после распространения аккордеонов и гармоней в Европе первые экземпляры появились и в нашей стране. В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник Иван Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент — гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И.Е. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».
И до 1890-х годах, а до этого похожие на баян инструменты назывались гармониками.
А к концу столетия гармоника стала символом нового народного инструмента, участницей всех праздников и гуляний.
С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость в организации досуга бойцов с целью поднятия боевого духа, укрепления веры в победу, формирования патриотических чувств. Поэтому 5 сентября 1941 года Лев Михайлович Мехлис, занимавший должность начальника Главного политического управления Красной Армии, подписал Директиву № 226, в которой говорилось о том, что: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава… Песня и гармонь должны звучать повсюду — в походе, на привале, в промежутках между боями… На страницах фронтовых, окружных. Армейских и дивизионных газет необходимо популяризировать лучших гармонистов…» и приказывалось: «В каждой роте иметь запевалу, гармониста и гармонь». Другими словами, для солдат нужно было после боя организовать досуг с целью поднятия боевого духа, укрепления веры в победу, формирования патриотического чувства. Для выполнения этого приказа стали создаваться фронтовые концертные бригады, душой которых были профессиональные гармонисты и баянисты. Роль музыки в этих концертах была колоссальной. Большой популярностью среди музыкальных инструментов пользовались гармонь-двухрядка и, особенно, трёхрядка (т. е. баян) с неповторимым чистым задушевным звуком. Необыкновенно популярен баян был и среди высшего командования Красной Армии. В воспоминаниях многих военноначальников отмечается, что ничто не могло в такой мере придать новые силы после напряжённого руководства боевыми действиями, как звучание баяна. Так начальник Генерального штаба Красной армии, Сергей Матвеевич Штеменко вспоминая встречу Нового 1944 года писал: «Будённый внёс из прихожей баян, привезённый с собой, сел на жёсткий стул и растянул мехи. Играл он мастерски. Преимущественно русские народные песни, вальсы и польки. Как всякий истый баянист, склонялся ухом к инструменту. Заметно было, что это любимое его развлечение.». Баян по праву можно назвать бойцом, ведь он воевал вместе с нашим народом. Он воевал за дух солдат, воскрешал надежду вернуться в отчий дом. Если боец слышал напев или наигрыш своей области, то мыслями он был там, со своими родными и близкими. Годы войны выявили подлинную народность этого музыкального инструмента. А самое главное, несмотря на весь ужас, который несла война, она принесла баяну огромную популярность. «Royal Standard». На территорию бывшего Советского Союза эти музыкальные инструменты были завезены, как трофей после окончания Великой Отечественной Войны. |