Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Удмуртия: история и культура края»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бавлинский костюмный комплекс

Время создания
конец XIX века
Место создания
Вятская губерния, Елабужский уезд
Размер
128х40 см
Техника
ткачество, шитьё
0
Открыть в приложении
#1
Бавлинский костюмный комплекс
#6
Территория распространения костюмного комплекса данной группы удмуртов — Бавлинский район Республики Татарстан, а также Ермекеевский район Республики Башкортостан. Свадебный костюм невесты состоит из рубахи женской (дэрем), кафтана, фартука. Низ рубахи украшен оборкой. Фартук с грудкой из клетчатой домотканины с розетками бранного ткачества украшен оборкой по краю. Он являлся частью приданого девушки.

В доме жениха на невесту надевали женский головной убор — головное полотенце, которое крепилось на голове налобной повязкой. Затем айшон — высокий головной убор, который был изготовлен из бересты и обшит тканью, на ткань нашивали серебряные монеты. На айшон накидывали свадебный сюлык — головное покрывало, с кистями по краям. По его четырем углам было вышито символическое древо жизни, символ продолжения рода.

Этот сложный и тяжелый головной убор молодая женщина носила до рождения первенца. После рождения ребенка вышитый платок-покрывало менялся на красный аппликативный. На верхнюю часть айшона пришивалась дополнительная деталь бырттос, трапециевидной формы, обшитая холстом и серебряными монетами. После прекращения деторождения головной убор женщины вновь менялся.

Нагрудное украшение женщины — монисто — называли чыртывесь, чересплечное — бутьмар, калобутьмар. Украшение передавали из поколения в поколение. При изготовлении украшения использовали серебряные монеты ­— царские рубли и мелкое серебро, их нашивали рядами на ткань. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймленный цепочками, с нанизанными на них медными монетами. Изделие играло роль талисмана — оберега, защищавшего от «дурного глаза».

В XIX веке и первой четверти XX века металлические украшения получили в костюме удмуртов широкое распространение и вытеснили бисер, раковины каури. Очень часто украшения, в частности серебряные, служили показателем зажиточности, и имущественное состояние девушки-невесты определялось по стоимости ее украшений. В экспозиции Национального музея Удмуртской Республики представлены новоделы айшона и нагрудных украшений, на них нашиты монеты 1980-х годов. 
#7
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бавлинский костюмный комплекс

Время создания
конец XIX века
Место создания
Вятская губерния, Елабужский уезд
Размер
128х40 см
Техника
ткачество, шитьё
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%