Территория распространения костюмного комплекса данной группы удмуртов — Бавлинский район Республики Татарстан, а также Ермекеевский район Республики Башкортостан. Свадебный костюм невесты состоит из рубахи женской (дэрем), кафтана, фартука. Низ рубахи украшен оборкой. Фартук с грудкой из клетчатой домотканины с розетками бранного ткачества украшен оборкой по краю. Он являлся частью приданого девушки.
В доме жениха на невесту надевали женский головной убор — головное полотенце, которое крепилось на голове налобной повязкой. Затем айшон — высокий головной убор, который был изготовлен из бересты и обшит тканью, на ткань нашивали серебряные монеты. На айшон накидывали свадебный сюлык — головное покрывало, с кистями по краям. По его четырем углам было вышито символическое древо жизни, символ продолжения рода.
Этот сложный и тяжелый головной убор молодая женщина носила до рождения первенца. После рождения ребенка вышитый платок-покрывало менялся на красный аппликативный. На верхнюю часть айшона пришивалась дополнительная деталь бырттос, трапециевидной формы, обшитая холстом и серебряными монетами. После прекращения деторождения головной убор женщины вновь менялся.
Нагрудное украшение женщины — монисто — называли чыртывесь, чересплечное — бутьмар, калобутьмар. Украшение передавали из поколения в поколение. При изготовлении украшения использовали серебряные монеты — царские рубли и мелкое серебро, их нашивали рядами на ткань. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймленный цепочками, с нанизанными на них медными монетами. Изделие играло роль талисмана — оберега, защищавшего от «дурного глаза».
В XIX веке и первой четверти XX века металлические украшения получили в костюме удмуртов широкое распространение и вытеснили бисер, раковины каури. Очень часто украшения, в частности серебряные, служили показателем зажиточности, и имущественное состояние девушки-невесты определялось по стоимости ее украшений. В экспозиции Национального музея Удмуртской Республики представлены новоделы айшона и нагрудных украшений, на них нашиты монеты 1980-х годов.
В доме жениха на невесту надевали женский головной убор — головное полотенце, которое крепилось на голове налобной повязкой. Затем айшон — высокий головной убор, который был изготовлен из бересты и обшит тканью, на ткань нашивали серебряные монеты. На айшон накидывали свадебный сюлык — головное покрывало, с кистями по краям. По его четырем углам было вышито символическое древо жизни, символ продолжения рода.
Этот сложный и тяжелый головной убор молодая женщина носила до рождения первенца. После рождения ребенка вышитый платок-покрывало менялся на красный аппликативный. На верхнюю часть айшона пришивалась дополнительная деталь бырттос, трапециевидной формы, обшитая холстом и серебряными монетами. После прекращения деторождения головной убор женщины вновь менялся.
Нагрудное украшение женщины — монисто — называли чыртывесь, чересплечное — бутьмар, калобутьмар. Украшение передавали из поколения в поколение. При изготовлении украшения использовали серебряные монеты — царские рубли и мелкое серебро, их нашивали рядами на ткань. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймленный цепочками, с нанизанными на них медными монетами. Изделие играло роль талисмана — оберега, защищавшего от «дурного глаза».
В XIX веке и первой четверти XX века металлические украшения получили в костюме удмуртов широкое распространение и вытеснили бисер, раковины каури. Очень часто украшения, в частности серебряные, служили показателем зажиточности, и имущественное состояние девушки-невесты определялось по стоимости ее украшений. В экспозиции Национального музея Удмуртской Республики представлены новоделы айшона и нагрудных украшений, на них нашиты монеты 1980-х годов.