В память победоносных сражений российских войск в Северной войне Пётр I в 1717 году заказал французским мастерам шпалеры (гобелены) и гравюры с изображениями этих событий. Сюжеты для произведений высокопоставленный заказчик выбирал лично. Одним из них стало сражение при деревне Лесной 28 сентября 1708 года.
В этот день произошел бой между летучим отрядом русских войск, которым командовал сам Пётр, и шведским корпусом во главе с генералом Адамом Людвигом фон Левенгауптом, сподвижником Карла XII, уже одерживавшего победы в начале войны. В состав петровского отряда входило 5000 пехотинцев, 7000 кавалеристов и несколько батарей; против них было 16 000 человек под охраной большого обоза — вагенбурга. Шведы продвигались в район Стародуба, где базировалась основная армия. Русским войскам удалось отбросить передовой шведский отряд, соединиться с кавалерией Родиона Христиановича Боура (сподвижника Петра из шведов) и атаковать обоз. В итоге потери шведов в девять раз превысили потери русских (9000 против 1000 человек), кроме того, солдаты Карла XII оказались лишены провизии и подкрепления. Пётр Великий назвал эту операцию «матерью Полтавской баталии».
Живописные оригиналы-картоны, необходимые для ткачества гобеленов, написал известный парижский художник-баталист Пьер-Дени Мартен Младший. Гравировать «Сражение при Лесной» взялся гравер резцом и офортист Николя де Лармессен.
Высокая линия горизонта открывает глубокую перспективу. Линия огня протянута по диагонали снизу вверх и слева направо. Петровские войска, согласно с историческими данными, тянутся двумя колоннами до виднеющейся в отдалении деревни. Правее, ближе к зрителю, уходит вглубь еще одна колонна русских солдат. Из-за стесненности поля войска растянулись не прямой линией, а полукругом по специальному замечанию царя-полководца.
Копия гравюры принадлежит русскому граверу по меди Алексею Ивановичу Ростовцеву (около 1690 — после января 1746 года). Сын дворцового дьячка, Алексей Ростовцев был учеником Василия Онуфриевича Киприанова — создателя первой российской гражданской типографии, каллиграфа, гравера и картографа, сподвижника Петра I. С 1711 года Ростовцев работал в типографии Санкт-Петербурга под руководством Питера Пикарта и во многом перенял его манеру. К лучшим работам мастера относят виды кораблей для издания «Куншты корабельные» и «Баталию при деревне Лесной» с оригинала Лармессена.