Художник-график Станислав Вихарев в первую очередь известен графическими листами с видами ленинградского городского пейзажа. Но круг тем и сюжетов его работ более разнообразен. В собрании Ирбитского музея изобразительных искусств находится линогравюра «Бакенщица» из серии «Волжане».
Поволжье занимает значительную территорию, прилегающую к течению Волги. Волга, как и любая большая и судоходная река, не могла обойтись без регулирования движения судов. Для этого и нужны бакены. Бакен — плавучий знак, для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватера, водного пространства, достаточного глубокого для прохода судов, пригодного для судоходств. Поначалу бакен изготавливался из дерева. Чтобы этот знак держался на воде и не перемещался, к нему был прикреплен якорь. На зиму бакены не оставляли, иначе их могло унести весенним половодьем или поломать льдом. Осенью, после закрытия навигации, их снимали с якоря и убирали до весны, а после ледохода устанавливают заново. Днём бакены отлично видно, а вот ночью или в туман разглядеть этот знак было бы невозможно, если бы внутри этого конуса не светился огонек, который мог легко погаснуть, его нужно было зажигать заново. В конусе бакена стояла обычная керосиновая лампа, которая могла потухнуть из-за дождя, сильного ветра или других неблагоприятных условий.
За каждым участком реки был закреплен человек — бакенщик. Каждое утро и каждый вечер бакенщик подплывал к бакенам на лодке. Вечером бакенщик наливал в лампы керосин и зажигал фонари в бакенах. Утром лампы надо было погасить. За каждым работником были закреплены несколько десятков этих водных знаков. Работали бакенщики сутками, потому что из-за плохой погоды огонь приходилось зажигать и днем. Самое трудное время работы бакенщиков весна и осень, когда льют дожди, по ночам бывают заморозки, днем — туманы. В середине 1950-х годов на деревянные бакены поставили аккумуляторы. В дальнейшем бакены заменили на железные. Профессия бакенщика была упразднена.
На листе Станислава Вихарева мы видим женщину —
представительницу этой исчезнувшей профессии, стоящую в лодке
с керосиновым фонарем в руке. Ее взгляд устремлен вдаль, она
наблюдает, не погас ли огонь в бакенах, а на ее пути
еще один бакен, огонь которого нужно зажечь.