Картина «Айыысыт» — результат эксперимента Сардааны Ивановой с компьютерной графикой. Якутская художница часто работает с новыми технологиями, но при этом совмещает их с древними национальными символами и мотивами.
Сардаана Иванова выросла в семье известного графика и сценографа, заслуженного деятеля искусств Республики Якутия Владимира Иванова. Девочка с детства впитала красоту линий, энергию штриха и звучный спектр цвета. Она окончила Якутское художественное училище, а затем училась на графическом факультете Московского Государственного художественного института имени В. И. Сурикова.
Художница принадлежит к поколению, которое называют «новой творческой волной». Представители этого направления начали работать в 1990-е годы — время полной свободы самовыражения. Они увлекаются национальной поэзией и смело сочетают традиции мирового искусства с современными технологиями. Также мастера «новой волны» используют условный язык, иносказание, символы и метафоры в произведениях.
Творчество Ивановой многогранно, она работает в разных жанрах: станковой графике, книжной иллюстрации, дизайне, технике батика и лоскутной мозаике. В работе из собрания Художественного музея Республики Саха она обратилась к компьютерной графике.
В центре — образ Айыысыт (якут. Айыыhыт) — верховного божества в якутской мифологии. Ее считают покровительницей беременных женщин и приплода домашних животных. В честь богини устраивалось важное якутское торжество — праздник кумыса.
На изображение Айыысыт Иванова наложила снимок ритуального столба — Сэргэ. Его часто помещают у жилых домов, чтобы обозначить, что у этой земли есть хозяин. Другое название столба — коновязь, так как к нему привязывали коней хозяева и гости. Для народа саха сэргэ является символом древа жизни.
В нижней части картины художница разместила «вечный» якутский календарь (үйэттэн үйэҕэ диэри барар халандаар). Традиционно он выглядит как гладкий плоский диск и означает круговорот жизни на земле. Чаще всего такие календари изготавливают из дерева и с помощью зарубок наносили на его поверхность важные события.
Таким образом, в картине автор соединила три важных символа якутской культуры. Богиня Айыысыт, столб Сэргэ и «вечный» якутский календарь олицетворяют продолжение жизни и рода. Художница скрестила лаконичную пластику и романтически-декоративные фантазии, приемы художественного примитива и абстракции. Иванову интересуют вопросы бытия, и в поиске ответов она комбинирует старое и новое, воплощая это в форме эксперимента.