Авиетка — она же авиамотоциклетка — маломощный аэроплан на одного-двух человек, который сначала представлял из себя планер с мотором от мотоцикла.
После того как в 1920-х годах было образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) СССР, в стране началось массовое развитие планеризма и воздушного спорта. Это повлекло за собой необходимость снабдить аэроклубы и гражданские авиашколы недорогими самолетами, простыми по конструкции и дешевыми в эксплуатации. Необходимо было создать для недорогих самолетов легкий и надежный двигатель. Среди отечественных изобретателей объявили конкурс. Объявление попалось на глаза Лилии Яльмаровне Пальмен.
Лилия-Мария, наследная баронесса, родилась в 1900 году в Петербурге. Она получила прекрасное математическое образование, затем окончила с золотой медалью только что открытый факультет авиационного моторостроения. Однако, несмотря на любовь к самолетам, ей пришлось начать работу в конструкторском бюро завода «Большевик», где девушка занималась силовыми установками для танков.
Лилия Яльмаровна, детально ознакомившись с условиями, приступила к созданию двигателя, и, к своему удивлению, заняла призовое место. Двигатель делали на том же заводе «Большевик», одновременно строили под него авиетку. Этим занимались конструкторы Михаил Владимирович Смирнов и Яков Лазаревич Зархи.
В итоге первая в Ленинграде авиамотоциклетка была готова. Она получила название «ЛАКМ» — в честь Ленинградского аэроклуба-музея. На нее установили мотор «Пальмен», который потом перекрестили в «Большевик».
Одноместный моноплан с крыльями утолщенного профиля был снабжен несущими подкосами и двумя бензиновыми баками. Главный — объемом 25 кг — находился под сиденьем летчика, второй — в два раза меньше — крепился под главным на случай длительного полета.
Валерий Павлович Чкалов, в то время бывший летчиком-инструктором Осоавиахима, с большим интересом взялся за испытание этого самолета. Он совершил ряд удачных полетов в окрестностях Ленинграда. Однако его мечтой было преодолеть по воздуху путь до Москвы. Авиетку даже начали готовить к этому перелету, но он, к сожалению, не состоялся из соображений безопасности: поскольку мотор «Большевик» оказался не рассчитан на перелеты на дальнее расстояние, совершать такое путешествие было очень рискованно.
Тем не менее на авиетке «ЛАКМ» летчики Чкалов и его коллега Адольф Карлович Йоост совершили 24 полета общей продолжительностью более 10 часов.
После того как в 1920-х годах было образовано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) СССР, в стране началось массовое развитие планеризма и воздушного спорта. Это повлекло за собой необходимость снабдить аэроклубы и гражданские авиашколы недорогими самолетами, простыми по конструкции и дешевыми в эксплуатации. Необходимо было создать для недорогих самолетов легкий и надежный двигатель. Среди отечественных изобретателей объявили конкурс. Объявление попалось на глаза Лилии Яльмаровне Пальмен.
Лилия-Мария, наследная баронесса, родилась в 1900 году в Петербурге. Она получила прекрасное математическое образование, затем окончила с золотой медалью только что открытый факультет авиационного моторостроения. Однако, несмотря на любовь к самолетам, ей пришлось начать работу в конструкторском бюро завода «Большевик», где девушка занималась силовыми установками для танков.
Лилия Яльмаровна, детально ознакомившись с условиями, приступила к созданию двигателя, и, к своему удивлению, заняла призовое место. Двигатель делали на том же заводе «Большевик», одновременно строили под него авиетку. Этим занимались конструкторы Михаил Владимирович Смирнов и Яков Лазаревич Зархи.
В итоге первая в Ленинграде авиамотоциклетка была готова. Она получила название «ЛАКМ» — в честь Ленинградского аэроклуба-музея. На нее установили мотор «Пальмен», который потом перекрестили в «Большевик».
Одноместный моноплан с крыльями утолщенного профиля был снабжен несущими подкосами и двумя бензиновыми баками. Главный — объемом 25 кг — находился под сиденьем летчика, второй — в два раза меньше — крепился под главным на случай длительного полета.
Валерий Павлович Чкалов, в то время бывший летчиком-инструктором Осоавиахима, с большим интересом взялся за испытание этого самолета. Он совершил ряд удачных полетов в окрестностях Ленинграда. Однако его мечтой было преодолеть по воздуху путь до Москвы. Авиетку даже начали готовить к этому перелету, но он, к сожалению, не состоялся из соображений безопасности: поскольку мотор «Большевик» оказался не рассчитан на перелеты на дальнее расстояние, совершать такое путешествие было очень рискованно.
Тем не менее на авиетке «ЛАКМ» летчики Чкалов и его коллега Адольф Карлович Йоост совершили 24 полета общей продолжительностью более 10 часов.