В третьей главе анатомия человеческого тела сравнивается с элементами конструкции, отделки и убранства дворца. Так, бедренные и тазовые кости сравниваются с фундаментом, ребра — со стропилами, голова — с башней, череп — с куполом. Верхняя часть и нижняя часть тела сравниваются с этажами, сосуды и жилы — с потолочными досками. Плоть и кожа — это штукатурка и покраска, волосы — черепица, а диафрагма — занавес. Две человеческие почки подобны царским советникам по внешним делам, или же двум богатырям, поддерживающим потолочную балку, две ноги — две коновязи у ворот дворца. Опасные для поражения точки тела сопоставимы со многими полномочными посланцами царя.
Сравнение внутренних органов с иерархией царского двора отражает их роль в жизнедеятельности организма. Сердце — это царь на троне (первая фигура на третьей полосе), затем идут задние доли легких — министры, передние доли легких — царские дети, печень и селезенка — старшая и младшая царицы, кишечник тонкий и толстый — служанки цариц. Желудок, желчный пузырь и мочевой пузырь удостоились сравнения с посудой для варки пищи, мешочка с приправами и сосудом для воды.
Четвертая глава «Тантры объяснений» посвящена измерениям человеческого тела. В качестве единицы измерения частей тела используются пригоршня, горсть, а также объем некоторых внутренних органов. Например, норма ветра и желчи равняется объему мочевого пузыря (последний рисунок на третьей снизу полосе) и объему мошонки соответственно. Количество крови равно семи пригоршням, мозг равен одной пригоршне, плоть у мужчин — пятистам пригоршням.
Четыре последние женские фигуры на нижней полосе показывают меры того, чем женский организм отличается от мужского — грудь, бедра, грудное молоко, менструальные выделения.
Рисунки в верхнем картуше листа изображают врачевателей — последователей школы знаменитого Ютхокпы.
Атлас тибетской медицины — редчайший живописный памятник культуры, искусства и науки народов Центральной Азии и Тибета. Он содержит иллюстрации к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл» и является частью буддийского учения. По нему послушники учились кровопусканию, иглоукалыванию, умению пользоваться хирургическими инструментами, а также собирать травы и готовить по рецептуре лекарства.
Сравнение внутренних органов с иерархией царского двора отражает их роль в жизнедеятельности организма. Сердце — это царь на троне (первая фигура на третьей полосе), затем идут задние доли легких — министры, передние доли легких — царские дети, печень и селезенка — старшая и младшая царицы, кишечник тонкий и толстый — служанки цариц. Желудок, желчный пузырь и мочевой пузырь удостоились сравнения с посудой для варки пищи, мешочка с приправами и сосудом для воды.
Четвертая глава «Тантры объяснений» посвящена измерениям человеческого тела. В качестве единицы измерения частей тела используются пригоршня, горсть, а также объем некоторых внутренних органов. Например, норма ветра и желчи равняется объему мочевого пузыря (последний рисунок на третьей снизу полосе) и объему мошонки соответственно. Количество крови равно семи пригоршням, мозг равен одной пригоршне, плоть у мужчин — пятистам пригоршням.
Четыре последние женские фигуры на нижней полосе показывают меры того, чем женский организм отличается от мужского — грудь, бедра, грудное молоко, менструальные выделения.
Рисунки в верхнем картуше листа изображают врачевателей — последователей школы знаменитого Ютхокпы.
Атлас тибетской медицины — редчайший живописный памятник культуры, искусства и науки народов Центральной Азии и Тибета. Он содержит иллюстрации к тибетскому медицинскому трактату XVII века «Голубой берилл» и является частью буддийского учения. По нему послушники учились кровопусканию, иглоукалыванию, умению пользоваться хирургическими инструментами, а также собирать травы и готовить по рецептуре лекарства.