Изображает сложную систему различного рода сосудов, обозначающих энергетические токи, нервные волокна и кровеносные сосуды. Именно эта структура, как утверждают тибетские медики, является опорой духовного и физического существования человеческого организма. Наличием такого психофизического комплекса обосновывается теория буддийской философии о бесконечном круговращении бытия.
Триединство человеческого организма составляют «три тела»:
1. «Непроявленное тело» абсолютной истины, или тончайшее сознание, опирающееся на тончайший энергетический ток. Это сознание одухотворяет эмбрион и стимулирует формирование «тонкого тела».
2. «Тонкое тело», возникающее в течение первых двух месяцев развития эмбриона и состоящее из множества тонких сосудов и психофизических токов. В нем же имеются токи-каналы феноменального тонкого сознания и грубого сознания, связанного с органами чувств.
3. «Грубое тело», или тело из плоти и крови, которое формируется из «жизненных сущностей тонкого тела». Считается, что организм не умрет, пока в нем функционируют «жизненные сущности».
Все сосуды «грубого тела» делятся на четыре большие группы: формирующие, управляющие, связующие и сосуды жизни. К первой группе относятся три главных сосуда-тока «тонкого тела».
Центральный сосуд-ток, связанный с первоэлементом «воздух», пролегает по центру тела от макушки до половых органов. Он изображается прямым, излучающим голубой цвет каналом, представляющим собой центральную ось «тонкого тела». В нижней части — начало формирования половых органов — первопричина сладострастия, которое порождает физиологическую энергию — «пневму».
Второй формирующий сосуд-ток проходит справа от центрального. Он связан с первоэлементом «огонь», излучает красный цвет и представляет женское начало. Этот сосуд формирует черный сосуд жизни, продуцирующий кровь. Является первопричиной гневливости и порождает физиологическую энергию — «желчь».
Третий формирующий сосуд-ток проходит слева от центрального и связан с первоэлементом «вода». Он излучает белый цвет и представляет мужское начало. В верхней части этот сосуд формирует мозг, который является первопричиной омраченности, и порождает физиологическую энергию — «флегму».
Эти сосуды соединяются в районе головы и половых органов. Соединяясь в районе половых органов, создают очаг «тумо», или мистического жара, который опытный практик-йог преображает в физиологическое тепло. Три формирующих сосуда переплетаются в районе головы, горла, сердца, пупка и половых органов, образуя в месте каждого переплетения подобие колеса со спицами, или чакру.
Управляющие сосуды делятся на пять групп: сосуды чакры головы, ведающие органами чувств; сосуды чакры горла, или «сосуд наслаждения едой и питьем»; сосуды чакры сердца, или «сосуд прекрасного сознания»; сосуды чакры пупка, или «сосуд — центральная опора»; сосуды чакры половых органов ведают воспроизведением рода.
Рисунки в верхних картушах завершают изображение линии преемственности трактата «Ваза нектара», среди них Далай-лама V и далее — последователи традиции трактата «Опыт лечения черной оспы». Три крайних рисунка открывают изображение последователей трактата «Многие святые мощи».
Триединство человеческого организма составляют «три тела»:
1. «Непроявленное тело» абсолютной истины, или тончайшее сознание, опирающееся на тончайший энергетический ток. Это сознание одухотворяет эмбрион и стимулирует формирование «тонкого тела».
2. «Тонкое тело», возникающее в течение первых двух месяцев развития эмбриона и состоящее из множества тонких сосудов и психофизических токов. В нем же имеются токи-каналы феноменального тонкого сознания и грубого сознания, связанного с органами чувств.
3. «Грубое тело», или тело из плоти и крови, которое формируется из «жизненных сущностей тонкого тела». Считается, что организм не умрет, пока в нем функционируют «жизненные сущности».
Все сосуды «грубого тела» делятся на четыре большие группы: формирующие, управляющие, связующие и сосуды жизни. К первой группе относятся три главных сосуда-тока «тонкого тела».
Центральный сосуд-ток, связанный с первоэлементом «воздух», пролегает по центру тела от макушки до половых органов. Он изображается прямым, излучающим голубой цвет каналом, представляющим собой центральную ось «тонкого тела». В нижней части — начало формирования половых органов — первопричина сладострастия, которое порождает физиологическую энергию — «пневму».
Второй формирующий сосуд-ток проходит справа от центрального. Он связан с первоэлементом «огонь», излучает красный цвет и представляет женское начало. Этот сосуд формирует черный сосуд жизни, продуцирующий кровь. Является первопричиной гневливости и порождает физиологическую энергию — «желчь».
Третий формирующий сосуд-ток проходит слева от центрального и связан с первоэлементом «вода». Он излучает белый цвет и представляет мужское начало. В верхней части этот сосуд формирует мозг, который является первопричиной омраченности, и порождает физиологическую энергию — «флегму».
Эти сосуды соединяются в районе головы и половых органов. Соединяясь в районе половых органов, создают очаг «тумо», или мистического жара, который опытный практик-йог преображает в физиологическое тепло. Три формирующих сосуда переплетаются в районе головы, горла, сердца, пупка и половых органов, образуя в месте каждого переплетения подобие колеса со спицами, или чакру.
Управляющие сосуды делятся на пять групп: сосуды чакры головы, ведающие органами чувств; сосуды чакры горла, или «сосуд наслаждения едой и питьем»; сосуды чакры сердца, или «сосуд прекрасного сознания»; сосуды чакры пупка, или «сосуд — центральная опора»; сосуды чакры половых органов ведают воспроизведением рода.
Рисунки в верхних картушах завершают изображение линии преемственности трактата «Ваза нектара», среди них Далай-лама V и далее — последователи традиции трактата «Опыт лечения черной оспы». Три крайних рисунка открывают изображение последователей трактата «Многие святые мощи».