Николай Семёнович Голованов знал и любил творчество А.С. Пушкина: томики стихов в библиотеке дирижера испещрены карандашными пометками, а в письмах и мемуарах много цитат из его произведений и аллюзий на известные строки. В художественном собрании Н.С. Голованова находятся два скульптурных изображения великого поэта, оба — фарфоровые отливки с известных оригиналов. Портрет А.С. Пушкина работы Павла Трубецкого отлит с бронзового оригинала 1899 года, когда по случаю 100-летия поэта многие скульпторы создали ряд скульптурных изображений знаменитого русского поэта.
Из дневниковых записей Н.С. Голованова за 1952 год: «У меня в жизни были потрясающие встречи. В Москве, когда отмечали 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина, Мальцовский музей западного искусства переименовали в Пушкинский. Бубнов (тогда нарком просвещения), наш хороший знакомый, грассируя, представил нам во время парадного чая праправнучку знаменитого поэта. Я мистически был взволнован удивительным сходством. Перед нами предстал дивный ребенок лет 9, вылитый Пушкин: овал лица, смуглый тон, голубые умные глаза, кудряшки на голове, выдающиеся „арабские“ скулы испугали нас с Антониной Васильевной своим сходством. Мы знали сына Александра Сергеевича — генерала, седого гвардейца с ментиком и баками, но то был старик. И вдруг юный Пушкин. Таким, наверное, он был в лицее, читал Парни, антологию, таким его знал старик Державин».
Дирижер также создал ряд произведений на стихи А.С. Пушкина — «Семь песен для голоса с симфоническим оркестром» (Соч. 35): 1. «Соловей» («В безмолвии садов»); 2. «Из Горация» («Юношу, горько рыдая»); 3. «Из Горация» («Не розу пафосскую»); 4. «Из Анакреона» (Петроний «Цезарь путешествовал»); 5. «Я Вас любил»; 6. «Его стихов пленительная сладость»; 7. «Подражание турецкой песне» («О роза дева»), Драматический отрывок для голосов с фортепиано «Скупой рыцарь». Кроме того, на стихи Пушкина написана Сцена III (во дворце у герцога), а также романс «Нет, я не дорожу минутным наслажденьем», вошедший в сборник из четырех произведений на стихи различных поэтов.
Из дневниковых записей Н.С. Голованова за 1952 год: «У меня в жизни были потрясающие встречи. В Москве, когда отмечали 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина, Мальцовский музей западного искусства переименовали в Пушкинский. Бубнов (тогда нарком просвещения), наш хороший знакомый, грассируя, представил нам во время парадного чая праправнучку знаменитого поэта. Я мистически был взволнован удивительным сходством. Перед нами предстал дивный ребенок лет 9, вылитый Пушкин: овал лица, смуглый тон, голубые умные глаза, кудряшки на голове, выдающиеся „арабские“ скулы испугали нас с Антониной Васильевной своим сходством. Мы знали сына Александра Сергеевича — генерала, седого гвардейца с ментиком и баками, но то был старик. И вдруг юный Пушкин. Таким, наверное, он был в лицее, читал Парни, антологию, таким его знал старик Державин».
Дирижер также создал ряд произведений на стихи А.С. Пушкина — «Семь песен для голоса с симфоническим оркестром» (Соч. 35): 1. «Соловей» («В безмолвии садов»); 2. «Из Горация» («Юношу, горько рыдая»); 3. «Из Горация» («Не розу пафосскую»); 4. «Из Анакреона» (Петроний «Цезарь путешествовал»); 5. «Я Вас любил»; 6. «Его стихов пленительная сладость»; 7. «Подражание турецкой песне» («О роза дева»), Драматический отрывок для голосов с фортепиано «Скупой рыцарь». Кроме того, на стихи Пушкина написана Сцена III (во дворце у герцога), а также романс «Нет, я не дорожу минутным наслажденьем», вошедший в сборник из четырех произведений на стихи различных поэтов.