«Архангел Гавриил» в собрании Приморской государственной картинной галереи — картина-загадка, одна из тех работ, происхождение которых остается неясным. Полотно было приобретено в 1939 году во Владивостоке у частного лица как копия неизвестного мастера XVIII века с картины флорентийского художника Карло Дольчи. В настоящее время сотрудники галереи предполагают, что работа относится к более раннему времени — XVII столетию. Оригинал полотна остается неизвестным.
Карло Дольчи писал картины преимущественно на религиозные темы. Его работы были очень популярны среди коллекционеров, однако в XIX веке стали критиковаться за излишнюю идеализацию и «слащавость». Известно, что в последние десятилетия жизни, после 1650-х годов, Дольчи развивает традиции мастерства классиков раннего Возрождения Филиппо Липпи и Пьетро Перуджино, хотя в этот период процветает стиль барокко. Представляется, что картина из коллекции Приморской картинной галереи относится именно к этому периоду творчества Дольчи и тяготеет больше к Ренессансу, нежели к барокко.
Иконописцы чаще всего изображали архангела Гавриила в полный рост златокудрым ангелом со сложенными за спиной крыльями. Живописное полотно «Архангел Гавриил» из собрания Приморской картинной галереи имеет камерный характер. В левой руке Гавриил держит свой постоянный атрибут, изначально встречающийся на иконах Благовещения, — зеленую ветвь, живописцы зачастую изображают ее с цветами лилии — символом чистоты.
Согласно христианской традиции, именно архангел Гавриил явился Деве Марии с благой вестью о рождении у нее сына — Иисуса Христа. С древнегреческого слово «архангел» переводится буквально как «главный ангел» или «главный вестник». В священных писаниях Гавриил упоминается множество раз. В Ветхом Завете Гавриил сообщает о будущем пришествии Мессии. В Евангелии от Луки Гавриил возвещает о рождении Иоанна Крестителя — человека, который должен был приготовить народ к приходу Христа, Спасителя мира. Лука так описывает упоминание Гавриила о самом себе:
Карло Дольчи писал картины преимущественно на религиозные темы. Его работы были очень популярны среди коллекционеров, однако в XIX веке стали критиковаться за излишнюю идеализацию и «слащавость». Известно, что в последние десятилетия жизни, после 1650-х годов, Дольчи развивает традиции мастерства классиков раннего Возрождения Филиппо Липпи и Пьетро Перуджино, хотя в этот период процветает стиль барокко. Представляется, что картина из коллекции Приморской картинной галереи относится именно к этому периоду творчества Дольчи и тяготеет больше к Ренессансу, нежели к барокко.
Иконописцы чаще всего изображали архангела Гавриила в полный рост златокудрым ангелом со сложенными за спиной крыльями. Живописное полотно «Архангел Гавриил» из собрания Приморской картинной галереи имеет камерный характер. В левой руке Гавриил держит свой постоянный атрибут, изначально встречающийся на иконах Благовещения, — зеленую ветвь, живописцы зачастую изображают ее с цветами лилии — символом чистоты.
Согласно христианской традиции, именно архангел Гавриил явился Деве Марии с благой вестью о рождении у нее сына — Иисуса Христа. С древнегреческого слово «архангел» переводится буквально как «главный ангел» или «главный вестник». В священных писаниях Гавриил упоминается множество раз. В Ветхом Завете Гавриил сообщает о будущем пришествии Мессии. В Евангелии от Луки Гавриил возвещает о рождении Иоанна Крестителя — человека, который должен был приготовить народ к приходу Христа, Спасителя мира. Лука так описывает упоминание Гавриила о самом себе: