Новгород был центром искусства и культуры в средние века. Так как город не пострадал от разрушений татаро-монгольского ига в XIII–XV веках, он сохранил богатое культурное наследие древнерусских мастеров до наших дней.
Архангел Гавриил
Обычно иконописцы изображали Гавриила в полный рост, во всём облачении и с присущими ему атрибутами: цветущей ветвью дерева, лилией, зеркалом или свечой. Поэтому образ с крупным ликом ангела — очень редкий для его иконографии.
Ещё одна особенность — в том, что волосы ангела выполнены в технике ассиста: по каждому волоску проложена тонкая нить сусального золота. Отсюда и второе название образа «Ангел Златые Власы». В иконописи могли подчёркивать золотом также складки одежды, крылья ангелов и даже другие предметы.
Золотое сияние волос символизировало величие, бессмертие и божественное начало в античном искусстве. Изображение вообще близко к традициям Византии, которые ведут своё начало от эллинистического искусства. Об этой связи говорят огромные глаза святого с восточным разрезом, греческий тип лица: тонкий нос, отсутствие переносицы, округлый подбородок.
«Архангела Гавриила» обнаружили в первой половине 1920-х годов в отделе древностей Румянцевского музея в Москве. В 1925 году икону реставрировали, но из-за плохой сохранности мастеру не удалось очистить весь авторский слой. Поэтому значительная часть изображения, которое мы видим, относится XVII веку: зелёный фон, часть одежд и волосы.