Икона «Архангел Гавриил» была создана в первой половине XVI века. Она происходит из иконостаса древней деревянной Троицкой церкви в Свияжске. В «Списке с писцовой и межевой книги города Свияжска Н.В. Борисова и Д.А. Кикина (1565–1567 гг.)» говорится о тринадцати образах «на лазори». Спустя почти век, в Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 года упоминаются только десять икон и уже «на празелени». В наши дни иконы Троицкой церкви переданы в музей: в фондах хранится десять образов деисусного чина на светло-зеленом фоне.
Икона архангела Гавриила — образ из деисусного чина иконостаса («деисис» в переводе с греческого языка означает «моление»). В центре деисусного чина Троицкой церкви представлен «Спас в силах». Это особое изображение Иисуса Христа на престоле в сиянии небесного света, в окружении херувимов и серафимов — сил небесных. По сторонам от Спаса — обращенные к нему святые, которые молятся Спасителю, заступаясь за человечество. В состав этого чина входят образы святых: Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Алексия и Петра, митрополитов московских, и великомученика Георгия Победоносца.
Архангел Гавриил — один из семи архангелов, которых Бог посылает к людям для объяснения людям пророческих видений и смысла различных событий. Его часто называют Небесным вестником: именно архангел Гавриил предсказал Деве Марии рождение Сына Иисуса Христа. Он же принес известие о рождении Иоанна Предтечи его отцу, первосвященнику Иерусалимского храма — Захарии. Архангела Гавриила изображают в композициях «Благовещения», «Рождества Христова», в деисусном чине и на диаконских дверях иконостаса.
Иконописец изобразил архангела в традиционной иконографии. Фигура написана в полный рост, в светло-розовой парадной царской одежде, называемой далматикой. Кайма, оплечье одеяния и сапожки написаны охрой и украшены орнаментом, имитирующим шитье драгоценными камнями и жемчугом. В правой руке архангел Гавриил держит зерцало — прозрачную сферу, в которой видна монограмма Иисуса Христа. В левой руке — мерило, атрибут архангелов, изображаемый как тонкий жезл. На плечи Гавриила накинут зеленый плащ. Колорит иконы выстроен на контрастах: светло-розовые одежды архангела Гавриила противопоставлены светло-зеленому фону.
Лики в иконописи пишутся по древней технологии плавью — прозрачными слоями живописи, с плавными переходами от темного к светлому тону. Основа под лично́е письмо (написание ликов и тела) — коричневый или оливковый санкирь (первоначальный «теневой» тон, формирующий объем, который состоит из темной охры, сажи и киновари). Каждый новый слой наносится всё более светлым тоном, с высветлением по объему. Завершается письмо лика оживками (белильными мазками). В древней иконописи обычно использовалась подрумянка (промежуточный слой между санкирем и вохрением), положенная на щеках святого. На иконе «Архангел Гавриил» используется коричневый санкирь, подрумянка и плавь вохрения.
Икона архангела Гавриила — образ из деисусного чина иконостаса («деисис» в переводе с греческого языка означает «моление»). В центре деисусного чина Троицкой церкви представлен «Спас в силах». Это особое изображение Иисуса Христа на престоле в сиянии небесного света, в окружении херувимов и серафимов — сил небесных. По сторонам от Спаса — обращенные к нему святые, которые молятся Спасителю, заступаясь за человечество. В состав этого чина входят образы святых: Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святителей Алексия и Петра, митрополитов московских, и великомученика Георгия Победоносца.
Архангел Гавриил — один из семи архангелов, которых Бог посылает к людям для объяснения людям пророческих видений и смысла различных событий. Его часто называют Небесным вестником: именно архангел Гавриил предсказал Деве Марии рождение Сына Иисуса Христа. Он же принес известие о рождении Иоанна Предтечи его отцу, первосвященнику Иерусалимского храма — Захарии. Архангела Гавриила изображают в композициях «Благовещения», «Рождества Христова», в деисусном чине и на диаконских дверях иконостаса.
Иконописец изобразил архангела в традиционной иконографии. Фигура написана в полный рост, в светло-розовой парадной царской одежде, называемой далматикой. Кайма, оплечье одеяния и сапожки написаны охрой и украшены орнаментом, имитирующим шитье драгоценными камнями и жемчугом. В правой руке архангел Гавриил держит зерцало — прозрачную сферу, в которой видна монограмма Иисуса Христа. В левой руке — мерило, атрибут архангелов, изображаемый как тонкий жезл. На плечи Гавриила накинут зеленый плащ. Колорит иконы выстроен на контрастах: светло-розовые одежды архангела Гавриила противопоставлены светло-зеленому фону.
Лики в иконописи пишутся по древней технологии плавью — прозрачными слоями живописи, с плавными переходами от темного к светлому тону. Основа под лично́е письмо (написание ликов и тела) — коричневый или оливковый санкирь (первоначальный «теневой» тон, формирующий объем, который состоит из темной охры, сажи и киновари). Каждый новый слой наносится всё более светлым тоном, с высветлением по объему. Завершается письмо лика оживками (белильными мазками). В древней иконописи обычно использовалась подрумянка (промежуточный слой между санкирем и вохрением), положенная на щеках святого. На иконе «Архангел Гавриил» используется коричневый санкирь, подрумянка и плавь вохрения.