Среди исследователей до сих пор нет единой точки зрения на появление керамического производства на территории Западной Сибири. Ученые из Уральского федерального университета выдвинули предположение, что первые изделия из керамики появились здесь около 8 тысяч лет назад. Они же полагают, что это ремесло пришло с Дальнего Востока — самого раннего очага гончарного дела. Возможно, изменения климата подтолкнули древних жителей заготавливать продукты впрок, поэтому они начали лепить сосуды из глины.
В те времена кочевые племена переходили к оседлому образу жизни и перемещались лишь между зимними и летними жилищами. В зимних домах заготавливали продукты. Одновременно с гончарным делом и постоянными землянками появились первые городища, огороженные рвом. Тогда люди редко использовали глину для каких-либо других изделий, кроме сосудов.
Глиняные изваяния, особенно в форме человека, ученые находят на раскопках нечасто. Все обнаруженные антропоморфные скульптурки имеют схожие черты. Они представляют собой фигуру сидящего в верхней одежде человека. Лицо либо обозначали схематически, либо не изображали вовсе. На голову часто накинут капюшон. Одежда покрыта орнаментами — их наносили тонким и острым металлическим инструментом. Чаще всего глиняные фигурки обнаруживали в поселениях, где, предположительно, могли владеть кузнечным делом и изготавливать подобные орудия труда.
До сих пор достоверно не известно, для чего предназначались эти фигурки. Некоторые ученые полагают, что их использовали как игрушки для детей. Фигурки похожи на кукол хантов — акань, которых тоже изготавливали без лица. Считалось, что, если игрушка с глазами останется без присмотра, в нее вселится злой дух.
Также исследователи не исключают связь глиняных фигурок с культом домашнего очага и обрядовыми практиками. Культ домашнего очага встречался у всех народов Сибири. Они верили, что очаг — связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений.
Глиняную антропоморфную скульптурку из фондов Историко-художественного музейного комплекса обнаружили в 1991 году при разведке территорий в южной части Нефтеюганского района на реке Тапатьега. Близ этой реки находится несколько одноименных городищ. Место, где нашли этот экспонат, носит название Тапатьега 2. Исследователи датировали этот археологический памятник I тысячелетием до нашей эры — XII веком нашей эры.
В те времена кочевые племена переходили к оседлому образу жизни и перемещались лишь между зимними и летними жилищами. В зимних домах заготавливали продукты. Одновременно с гончарным делом и постоянными землянками появились первые городища, огороженные рвом. Тогда люди редко использовали глину для каких-либо других изделий, кроме сосудов.
Глиняные изваяния, особенно в форме человека, ученые находят на раскопках нечасто. Все обнаруженные антропоморфные скульптурки имеют схожие черты. Они представляют собой фигуру сидящего в верхней одежде человека. Лицо либо обозначали схематически, либо не изображали вовсе. На голову часто накинут капюшон. Одежда покрыта орнаментами — их наносили тонким и острым металлическим инструментом. Чаще всего глиняные фигурки обнаруживали в поселениях, где, предположительно, могли владеть кузнечным делом и изготавливать подобные орудия труда.
До сих пор достоверно не известно, для чего предназначались эти фигурки. Некоторые ученые полагают, что их использовали как игрушки для детей. Фигурки похожи на кукол хантов — акань, которых тоже изготавливали без лица. Считалось, что, если игрушка с глазами останется без присмотра, в нее вселится злой дух.
Также исследователи не исключают связь глиняных фигурок с культом домашнего очага и обрядовыми практиками. Культ домашнего очага встречался у всех народов Сибири. Они верили, что очаг — связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений.
Глиняную антропоморфную скульптурку из фондов Историко-художественного музейного комплекса обнаружили в 1991 году при разведке территорий в южной части Нефтеюганского района на реке Тапатьега. Близ этой реки находится несколько одноименных городищ. Место, где нашли этот экспонат, носит название Тапатьега 2. Исследователи датировали этот археологический памятник I тысячелетием до нашей эры — XII веком нашей эры.