Амулет — это традиционный для многих культур декоративный и сакральный атрибут. Его носили на теле как магический оберег от болезней и опасностей, а также как талисман на удачу. Обычно амулет вешали на шею для защиты от колдовства и сглаза, но могли также пришивать к одежде, подвешивать к поясу или вкладывать в карманы, сумки, повозки, детские колыбели.
Вера в силу амулета связана с первобытной магией, язычеством и фетишизмом. Люди считали, что у каждого предмета, животного и явления окружающего мира есть свой дух, который мог служить человеку. Поэтому амулетами часто становились кости, зубы, лапы, хвосты и головы зверей, качествами которых человек хотел бы обладать.
Изготовлением амулетов занимались шаманы и жрецы, это один из ранних примеров декоративно-прикладного искусства. Еще до появления письменности форма, материал и обработка талисмана передавали мировоззрение народа. Обереги и амулеты в виде звериных зубов, когтей и челюстей были символами отваги, мужества и готовности к бою. К их владельцам переходила сила и ловкость крупных хищников.
Амулеты из когтевой фаланги медведя часто встречаются в памятниках чепецкой археологической культуры в Северной Удмуртии. Подвески из когтя носили на шее на кожаном шнуре, они были дополнены в верхней части бронзовыми пронизками-бусинами.
В культуре многих народов медведь был священным животным, хозяином леса, предком человека и даже оборотнем. Его боялись и уважали, а силой медведя желал обладать любой воин и охотник. Медвежий коготь был сильным талисманом в шаманских обрядах и тотемной магии. Народы Прикамья считали, что медвежьи когти отпугивают злых духов, а у славян они использовались в качестве оберега от сглаза.
По одной из удмуртских легенд, верховный бог Инмар спустил с неба на землю двух первых людей. Один из них перестал слушать бога-создателя, и тогда Инмар обратил его в медведя. Долгое время после этого человек и медведь жили мирно, как братья. В славянской мифологии также упоминается превращение человека в медведя как наказание за непослушание.