В экспозиции дома-музея Бориса Михайловича Кустодиева представлен альбом рисунков супруги художника Юлии Ефстафьевны Кустодиевой, в девичестве Прошинской.
Интерес Юлии Прошинской к изобразительному искусству, возможно, послужил одной из причин ее сближения с молодым художником Борисом Кустодиевым, приехавшим в Костромской край на этюды. Она посещала в Петербурге курсы профессора Я.Ф. Ционглинского. Ей нравилось рисовать, Борису нравилось ее учить. К моменту знакомства он уже несколько лет был студентом Высшей художественной школы при Академии художеств и, конечно, был намного лучше подготовлен, чем Юлия. К тому же, как покажет время, обладал он не только трудолюбием, но и большим талантом.
Впоследствии молодые люди поженились, после свадьбы и рождения детей у Юлии уже не было времени заниматься рисованием, но в семье был бережно сохранен альбом с ее рисунками, датированный 1903 годом. Рисунки в альбоме сделаны большей частью во время свадебного путешествия молодой пары вниз по Волге до Астрахани в 1903 году. В это же время был сделан целый ряд фотографий, которые сегодня находятся в фотофонде музея.
В конце альбома — рисунки обнаженной натуры и женский портрет-шарж, выполненные другой рукой. Быстрые, смелые, свободные наброски очень отличаются от старательных, но не слишком умелых рисунков Юлии. Да и трудно представить себе, чтобы молодая женщина делала наброски с обнаженной модели. Кто знает, может быть, дальнейшие исследования покажут, что это рисунки Бориса Кустодиева, и мир станет богаче еще на несколько его произведений.
К счастью, рисунки в альбоме не выгорели и в целом сохранились неплохо. Однако бросается в глаза общее пожелтение бумаги, обтрепанность краев листов, множественные мелкие надрывы, пятна и загрязнения. Неудивительно, ведь альбому вместе с его владельцами довелось вынести множество испытаний: три русских революции, Гражданскую и Великую Отечественную войны, блокаду Ленинграда.
В 2009 году внучка художника Татьяна Кирилловна Кустодиева передала эту семейную реликвию в дом-музей мастера.