Альбом с эскизами к скульптуре «Древо жизни» был подарен Эрнстом Неизвестным перед эмиграцией своему другу Юрию Карякину. В каждом рисунке видна глубочайшая проработка деталей, каждой из которых суждено было появиться на свет в скульптурном исполнении. Замысел мастера был огромен по своей сути: ему хотелось создать даже не памятник, а целый храм, который отображал бы тему противоречия человека и самой человеческой природы.
По словам Эрнста Неизвестного, идея пришла к нему в довольно тяжелое для него время, в 1956 году, когда, как казалось, ему некуда развиваться, негде выставляться и, соответственно, не для чего творить. В одну из таких ночей он буквально во сне увидел свое новое творение, «Древо жизни». Появилась цель, ради которой стоило жить и работать.
Памятник «Древо жизни» задумывался как семь витков Мёбиуса, объединенных замыслом и пространственно в единую форму сердца. Правда, во сне Неизвестный представлял конструкцию в одной ленте, но идеологическая основа была готова — крона дерева должна была воплотить три основные библейские составляющие: древо, сердце, крест, которые в Библии олицетворяют друг друга.
Мастер исходил из того, что лента Мёбиуса дает бесчисленное количество вариантов расположения графических элементов, в отличие от традиционного размещения рисунков на плоскостях. В результате должна была получиться синтез-скульптура, принцип конструирования которой взят у храмовой архитектуры.
Особое значение для Эрнста Неизвестного имело его внутреннее убеждение, что все, что связано с храмами, есть микродеталь Вселенной. Именно поэтому он с таким немыслимым упорством прорабатывал каждую деталь своего проекта. Он признавал даже то, что не писал бы картин для своего сооружения, но по максимуму бы доверил управление электронике с запрограммированной сменой цвета.
Увы, все получилось не совсем так, как было задумано. «Древо жизни» появилось в Москве в 2004 году, но не в виде музея — это была просто скульптура в виде объемной кроны дерева. Без «цветоархитектуры», без витков Мёбиуса, по которым должны были прогуливаться посетители.
Просто скульптура. Просто мастера. С великим именем Эрнст Неизвестный.
По словам Эрнста Неизвестного, идея пришла к нему в довольно тяжелое для него время, в 1956 году, когда, как казалось, ему некуда развиваться, негде выставляться и, соответственно, не для чего творить. В одну из таких ночей он буквально во сне увидел свое новое творение, «Древо жизни». Появилась цель, ради которой стоило жить и работать.
Памятник «Древо жизни» задумывался как семь витков Мёбиуса, объединенных замыслом и пространственно в единую форму сердца. Правда, во сне Неизвестный представлял конструкцию в одной ленте, но идеологическая основа была готова — крона дерева должна была воплотить три основные библейские составляющие: древо, сердце, крест, которые в Библии олицетворяют друг друга.
Мастер исходил из того, что лента Мёбиуса дает бесчисленное количество вариантов расположения графических элементов, в отличие от традиционного размещения рисунков на плоскостях. В результате должна была получиться синтез-скульптура, принцип конструирования которой взят у храмовой архитектуры.
Особое значение для Эрнста Неизвестного имело его внутреннее убеждение, что все, что связано с храмами, есть микродеталь Вселенной. Именно поэтому он с таким немыслимым упорством прорабатывал каждую деталь своего проекта. Он признавал даже то, что не писал бы картин для своего сооружения, но по максимуму бы доверил управление электронике с запрограммированной сменой цвета.
Увы, все получилось не совсем так, как было задумано. «Древо жизни» появилось в Москве в 2004 году, но не в виде музея — это была просто скульптура в виде объемной кроны дерева. Без «цветоархитектуры», без витков Мёбиуса, по которым должны были прогуливаться посетители.
Просто скульптура. Просто мастера. С великим именем Эрнст Неизвестный.