Источник «Материалы научно-практической конференции, посвящённой 90-летию Ямало-Ненецкого краеведческого музея «Музей: вчера, сегодня. Завтра». 1998 г. и в частности статья «Распространение образования и культурное просвещение на Ямале в 20-е — 30-е гг. ХХ в.» указывает на начало 20-х годов ХХ в., обозначая именно эти годы точкой отсчёта в «подлинной работе по культурному просвещению Севера»,. В другом же — «Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея 1996 г. Статья В. П. Петрова «Волнения ненцев на Ямале в 1932–1934 годах» говорит о том, что советизация, развернувшаяся в 20-е годы и продолжавшаяся до середины 30-х годов ХХ в., сопровождалась волнениями, активными сопротивлениями, выливавшимися в столкновения и стихийные проявления недовольства среди коренного населения тундры относительно новой власти в 1932–1933 гг.
Протесты повсеместно приобретали разные формы на территории нынешнего ЯНАО, что не давало предпосылок к началу становления сферы культуры в данный период. Источник «Материалы научно-практической конференции, посвящённой 90-летию Ямало-Ненецкого краеведческого музея «Музей: вчера, сегодня. Завтра». 1998 г. и в частности статья «Распространение образования и культурное просвещение на Ямале в 20-е — 30-е гг. ХХ в.» указывает на начало 20-х годов ХХ в., обозначая именно эти годы точкой отсчёта в «подлинной работе по культурному просвещению Севера»,. В другом же — «Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея 1996 г. Статья В. П. Петрова «Волнения ненцев на Ямале в 1932–1934 годах» говорит о том, что советизация, развернувшаяся в 20-е годы и продолжавшаяся до середины 30-х годов ХХ в., сопровождалась волнениями, активными сопротивлениями, выливавшимися в столкновения и стихийные проявления недовольства среди коренного населения тундры относительно новой власти в 1932–1933 гг. Протесты повсеместно приобретали разные формы на территории нынешнего ЯНАО, что не давало предпосылок к началу становления сферы культуры в данный период.
Ещё в 1935 г. более 500 хозяйств отказывались выполнять требования советской власти. Многие семьи становились бесправными, т. е. «лишенцами», становясь в ряды «шаманов», «держателей батраков», «кулаков». Так в Пуровском районе таких насчитывалось 115 человек из «немногим более 1000 человек» всего населения района (по материалам «Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея 1996 г. Статья В. П. Петрова «Волнения ненцев на Ямале в 1932–1934 годах»).
Выезд в тундру Красных чумов, разъяснительная работа среди коренного населения результата не давали. Продолжали действовать группировки, называемые «кулацко-шаманскими». В начале 30-х годов было разграблено несколько факторий, убиты и подвержены пыткам уполномоченные лица и заведующие факториями. Сопротивление ненцев мероприятиям советской власти было сломлено лишь к 1934 году, и в дальнейшем активных форм не приобретало. Окончательно на Ямале ликвидация «классово-чуждых элементов» была завершена в ходе репрессий 1937–1938 гг.
Основными направлениями деятельности органов, ответственных за культурное просвещение населения тундры стали: создание школьной сети, включая школы-интернаты, кочующие школы, организация культурных баз, которые должны стать центром, как хозяйственной, так и культурно-просветительской деятельности среди коренного населении, ликвидация безграмотности среди кочевников и приобщение их к основным достижениям цивилизации были первоочередными задачами.
Красные чумы создавались в 1930-х годах для всесторонней помощи кочевому населению тундры. Основной целью была ликвидация безграмотности. Сотрудники учреждений обучали грамоте взрослое население, оказывали медицинскую и ветеринарную помощь, занимались политпросвещением; организовывали читки газет, журналов, книг; демонстрировали кинофильмы. Вся работа велась на ненецком и коми языках. С 1930 по 1945 годах находились в подчинении окружного отдела народного образования. Затем Красные чумы были переданы в ведение районных отделов культуры и просветительской работы.