Концерт в Октябрьском зале Дома Союзов состоялся 23 января 1943 года. В первый раз была исполнена Седьмая соната Сергея Прокофьева, а также песни Дмитрия Шостаковича на тексты Роберта Бёрнса и Уильяма Шекспира (из цикла романсов на стихи английских поэтов для баса и фортепиано, op. 62).
В тот вечер на концерте прозвучали Увертюра на еврейские темы Прокофьева, Соната для виолончели и фортепиано и Октет Шостаковича. На афише также указаны фрагменты из оперы Прокофьева «Война и мир», но они не были исполнены в связи с болезнью певицы Н. Рождественской. Концерт посетили скрипач Давид Ойстрах, дирижер Николай Аносов, композиторы Николай Мясковский, Виссарион Шебалин и Анатолий Александров.
Седьмую сонату Прокофьева исполнил Святослав Рихтер — тогда еще молодой пианист, а в будущем знаменитый музыкант и друг Прокофьева. Рихтер всего за четыре дня выучил сложнейшую сонату в 31 страницу длиной. «Говорят, она трудная, она и есть трудная, но материал сам идет в руки», — признавался музыкант. Перед концертом он проигрывал сонату самому композитору. «Молодчина, я в первый раз услышал эту Сонату», — одобрил Прокофьев.
Премьера прошла с большим успехом, и Прокофьева многократно вызывали. После окончания концерта публика начала постепенно расходиться. Прокофьев и его вторая жена Мира Мендельсон-Прокофьева уже были в артистической и надевали шубы. Но соната настолько понравилась публике, что несколько человек остались в зале и требовали ее повторения.
Седьмая соната относится к так называемой «военной» триаде фортепианных сонат Прокофьева — Шестой, Седьмой, Восьмой. В военные годы Прокофьев вернулся к этому жанру впервые за пятнадцать лет. Этот замысел возник у него после прочтения книги Ромена Роллана о Бетховене — венском классике, который написал 32 сонаты. Седьмую сонату Прокофьев создавал в течение 1939–1942 годов. Мясковский назвал ее «превосходно дикой», а Рихтер услышал в ней «беспорядок и неизвестность», «разгул смертоносных сил», «полноту чувств» и «стремительный наступательный бег, полный воли к победе».
В тот вечер на концерте прозвучали Увертюра на еврейские темы Прокофьева, Соната для виолончели и фортепиано и Октет Шостаковича. На афише также указаны фрагменты из оперы Прокофьева «Война и мир», но они не были исполнены в связи с болезнью певицы Н. Рождественской. Концерт посетили скрипач Давид Ойстрах, дирижер Николай Аносов, композиторы Николай Мясковский, Виссарион Шебалин и Анатолий Александров.
Седьмую сонату Прокофьева исполнил Святослав Рихтер — тогда еще молодой пианист, а в будущем знаменитый музыкант и друг Прокофьева. Рихтер всего за четыре дня выучил сложнейшую сонату в 31 страницу длиной. «Говорят, она трудная, она и есть трудная, но материал сам идет в руки», — признавался музыкант. Перед концертом он проигрывал сонату самому композитору. «Молодчина, я в первый раз услышал эту Сонату», — одобрил Прокофьев.
Премьера прошла с большим успехом, и Прокофьева многократно вызывали. После окончания концерта публика начала постепенно расходиться. Прокофьев и его вторая жена Мира Мендельсон-Прокофьева уже были в артистической и надевали шубы. Но соната настолько понравилась публике, что несколько человек остались в зале и требовали ее повторения.
Седьмая соната относится к так называемой «военной» триаде фортепианных сонат Прокофьева — Шестой, Седьмой, Восьмой. В военные годы Прокофьев вернулся к этому жанру впервые за пятнадцать лет. Этот замысел возник у него после прочтения книги Ромена Роллана о Бетховене — венском классике, который написал 32 сонаты. Седьмую сонату Прокофьев создавал в течение 1939–1942 годов. Мясковский назвал ее «превосходно дикой», а Рихтер услышал в ней «беспорядок и неизвестность», «разгул смертоносных сил», «полноту чувств» и «стремительный наступательный бег, полный воли к победе».