Дмитрий Никифорович Мартынов — русский художник, академик Императорской Академии художеств. Но успеха он добился далеко не сразу.
До начала XX века ученики Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге могли претендовать на Большую золотую медаль за лучшую выпускную работу. Отличников поощряли пенсией, на которую они выезжали учиться за границу.
На протяжении пяти лет Дмитрий Никифорович Мартынов выставлял свои картины на конкурс и в 1857 году взял Большую и Малую золотые медали за свою работу «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила». Тридцатилетний художник отправился на стажировку в Европу, а спустя шесть лет вернулся в Петербург и стал академиком исторической и портретной живописи.
Библейские легенды — популярная тема среди живописцев XIX века. Академия художеств в каждом конкурсе задавала тему для художников. В этот раз сюжет был взят из Первой книги Царств Ветхого Завета. Согласно библейскому преданию Саул — первый царь Израиля, создатель государства и еврейской армии. Он был человеком высоким и красивым, но вспыльчивым и горделивым. Саул был благословлен Господом на царство, но потерял его расположение, ослушавшись пророка Самуила. После смерти Самуила царь Саул перестал исполнять повеления Божьи, изгнал и истребил всех предсказателей.
Перед решающей битвой с филистимлянами Саул пожелал узнать ее исход и отправился к волшебнице, живущей в Аэндорской пещере. Она призвала дух пророка Самуила, и тот сказал Саулу: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь сделался врагом твоим? Он отнимет царство из рук твоих, и завтра ты и сыны твои будете со мною». Пророчество сбылось: трое сыновей Саула были убиты, а сам царь покончил с собой.
Сюжет о Сауле содержит одну из любимых тем художников — тему рока, судьбы. Ночь, пещера, грозная тень пророка, темный силуэт волшебницы — все это создает мистическую атмосферу. Потрясение Саула и страх его спутников отражают торжество высших сил и беспомощность человека. Выразителен контраст между живой, динамичной, эмоциональной группой царя и монолитными, непреклонными фигурами духа и волшебницы. Цветовая гамма усиливает напряжение и тревожное предчувствие беды.
До начала XX века ученики Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге могли претендовать на Большую золотую медаль за лучшую выпускную работу. Отличников поощряли пенсией, на которую они выезжали учиться за границу.
На протяжении пяти лет Дмитрий Никифорович Мартынов выставлял свои картины на конкурс и в 1857 году взял Большую и Малую золотые медали за свою работу «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила». Тридцатилетний художник отправился на стажировку в Европу, а спустя шесть лет вернулся в Петербург и стал академиком исторической и портретной живописи.
Библейские легенды — популярная тема среди живописцев XIX века. Академия художеств в каждом конкурсе задавала тему для художников. В этот раз сюжет был взят из Первой книги Царств Ветхого Завета. Согласно библейскому преданию Саул — первый царь Израиля, создатель государства и еврейской армии. Он был человеком высоким и красивым, но вспыльчивым и горделивым. Саул был благословлен Господом на царство, но потерял его расположение, ослушавшись пророка Самуила. После смерти Самуила царь Саул перестал исполнять повеления Божьи, изгнал и истребил всех предсказателей.
Перед решающей битвой с филистимлянами Саул пожелал узнать ее исход и отправился к волшебнице, живущей в Аэндорской пещере. Она призвала дух пророка Самуила, и тот сказал Саулу: «Для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь сделался врагом твоим? Он отнимет царство из рук твоих, и завтра ты и сыны твои будете со мною». Пророчество сбылось: трое сыновей Саула были убиты, а сам царь покончил с собой.
Сюжет о Сауле содержит одну из любимых тем художников — тему рока, судьбы. Ночь, пещера, грозная тень пророка, темный силуэт волшебницы — все это создает мистическую атмосферу. Потрясение Саула и страх его спутников отражают торжество высших сил и беспомощность человека. Выразителен контраст между живой, динамичной, эмоциональной группой царя и монолитными, непреклонными фигурами духа и волшебницы. Цветовая гамма усиливает напряжение и тревожное предчувствие беды.