#6
#5
Отдельный зал посвящен старообрядчеству — теме в истории Поима совершенно особенной. Ведь именно здесь, по свидетельствам летописцев, во второй половине восемнадцатого столетия находился центр старообрядчества не только Пензенской губернии, но и всего Поволжья. И до сих пор в Поиме существует несколько живущих по древним традициям общин, главы которых известны далеко за пределами края.
— А знаете, кто оставил самую первую запись в музейной книге отзывов? — улыбаясь, спрашивает нас Александра Ивановна. — Ни за что не догадаетесь.
Затем достает фотографию, запечатлевшую сидящего за письменным столом сухопарого мужчину с овальным, будто бы вытянутым лицом, острым побороком, высокими залысинами и густой растрепанной бородой. Вглядываемся. Да это же…
— Да, Солженицын… Музей тогда еще размещался в Доме культуры. И вот, представляете, в один прекрасный день мне звонят и говорят: «Едет Солженицын. Встречайте».
Солженицына в то время чрезвычайно интересовала история старообрядчества. До этого писатель изучал его в Канаде и Америке, а приехав в Россию, просто не мог не посетить Поим.
Собрались на площади. Приехало начальство городское, областное, подготовили торжественную встречу — все, как положено. А Солженицын, приехав, сразу отправился к Александре Ивановне.
Он был очень удивлен тем, что вот так вот, на общественных началах можно было собрать целый музей. И какой музей — самый настоящий народный.
После экскурсии Солженицын наконец встретился с ожидающими его поимчанами.
Разговаривали долго — никак не меньше полутора часов. Ему задавали вопросы, он на них отвечал очень просто, очень открыто. Очень… по-человечески.
После встречи в Доме культуры писатель отправился беседовать с настоятелями общин — именно один из моментов этой беседы и запечатлен на снимке, который нам показали чуть раньше.
На этом знакомство Александры Ивановны с Солженицыным не закончилось. В течение долгого времени она переписывалась и созванивалась с его секретарем, а немногим позже получила от писателя книгу «Россия в обвале» с дарственной надписью.
А вот работу над трудом, посвященным старообрядчеству, в который должны были войти и поимские заметки, Солженицын закончить, к сожалению, не успел.
— Все-таки это был необыкновенный человек, — поделилась с нами Александра Ивановна. — Не от мира сего. У него были очень светлые, лучистые глаза. Наверное, если бы я не знала, никогда бы не поверила в то, что он перенес в жизни такие испытания. Он весь светился изнутри каким-то особенным жизнелюбием — и вокруг него все тоже будто бы начинало светиться.
— А знаете, кто оставил самую первую запись в музейной книге отзывов? — улыбаясь, спрашивает нас Александра Ивановна. — Ни за что не догадаетесь.
Затем достает фотографию, запечатлевшую сидящего за письменным столом сухопарого мужчину с овальным, будто бы вытянутым лицом, острым побороком, высокими залысинами и густой растрепанной бородой. Вглядываемся. Да это же…
— Да, Солженицын… Музей тогда еще размещался в Доме культуры. И вот, представляете, в один прекрасный день мне звонят и говорят: «Едет Солженицын. Встречайте».
Солженицына в то время чрезвычайно интересовала история старообрядчества. До этого писатель изучал его в Канаде и Америке, а приехав в Россию, просто не мог не посетить Поим.
Собрались на площади. Приехало начальство городское, областное, подготовили торжественную встречу — все, как положено. А Солженицын, приехав, сразу отправился к Александре Ивановне.
Он был очень удивлен тем, что вот так вот, на общественных началах можно было собрать целый музей. И какой музей — самый настоящий народный.
После экскурсии Солженицын наконец встретился с ожидающими его поимчанами.
Разговаривали долго — никак не меньше полутора часов. Ему задавали вопросы, он на них отвечал очень просто, очень открыто. Очень… по-человечески.
После встречи в Доме культуры писатель отправился беседовать с настоятелями общин — именно один из моментов этой беседы и запечатлен на снимке, который нам показали чуть раньше.
На этом знакомство Александры Ивановны с Солженицыным не закончилось. В течение долгого времени она переписывалась и созванивалась с его секретарем, а немногим позже получила от писателя книгу «Россия в обвале» с дарственной надписью.
А вот работу над трудом, посвященным старообрядчеству, в который должны были войти и поимские заметки, Солженицын закончить, к сожалению, не успел.
— Все-таки это был необыкновенный человек, — поделилась с нами Александра Ивановна. — Не от мира сего. У него были очень светлые, лучистые глаза. Наверное, если бы я не знала, никогда бы не поверила в то, что он перенес в жизни такие испытания. Он весь светился изнутри каким-то особенным жизнелюбием — и вокруг него все тоже будто бы начинало светиться.
#3
Я вижу, что Поим — жизненное село, с зарядом энергии, которую принесли, быть может, во многом старообрядцы, во многом — наши ремесленники, люди, которых мы раньше не ценили, проклинали, истоптали и уничтожали их память, а все-таки это в нас живет. И только вот этой наследственной жилой, наследственной энергией мы и живем в этом хаосе, в этом безвластии.
В сельском Доме культуры состоялась встреча с жителями села. А.И. Солженицын
#2
Запись в книге посетителей Поимского историко-архитектурного музея:
«В краеведческом музее старинного и коренного села Поим с богатыми традициями ремёсел и трудолюбия — с радостью увидел начатки воссоздания религиозной и промышленной традиции села, тем более драгоценные, что к сбору экспонатов привлечены и на этом учатся — детишки.
Особая благодарность Александре Ивановне Самойленко».
#4
… С удивлением и теплотой вспоминаю Ваш незаурядный музей.
Сейчас из Вашего письма рад узнать, что он получил новое помещение и расширился.
Сердечно благодарю за Ваше приглашение приехать на празднование 285-летия Вашего замечательного села. У меня осталось очень сильное впечатление, как в нём сосуществуют разные веры и оттенки их — миролюбиво, каждый в своём подвиге.
Всему населению Вашего села Поим — низко кланяюсь и желаю душевной бодрости пережить наше тяжёлое время.
Однако приехать по приглашению никак не могу: моё здоровье больше не разрешает мне дальних поездок.
Всего Вам доброго!
18.7.98
Солженицын
Сейчас из Вашего письма рад узнать, что он получил новое помещение и расширился.
Сердечно благодарю за Ваше приглашение приехать на празднование 285-летия Вашего замечательного села. У меня осталось очень сильное впечатление, как в нём сосуществуют разные веры и оттенки их — миролюбиво, каждый в своём подвиге.
Всему населению Вашего села Поим — низко кланяюсь и желаю душевной бодрости пережить наше тяжёлое время.
Однако приехать по приглашению никак не могу: моё здоровье больше не разрешает мне дальних поездок.
Всего Вам доброго!
18.7.98
Солженицын
Из письма А. И. Солженицына к А.И. Самойленко
читать дальшескрыть
А.И. Солженицын в селе (Поим, 1995)
Размер
30x40 см
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться