Историко-культурное наследие Республики Хакасия разнообразно. По некоторым данным, на ее территории находятся около 30-32 тысяч надземных памятников археологии.
В Хакасии встречаются курганы, крепости-све, древние поселения, наскальные рисунки, а также большие каменные изваяния. Такое разнообразие объясняется тем, что на протяжении нескольких тысячелетий здесь проживали разные народы. Иранская, монгольская, тюркская, угро-финская и другие культуры взаимно влияли друг на друга.
В коллекции музея хранится каменная плита со схематическими изображениями — памятник VIII–III веков до нашей эры. Он относится к эпохе раннежелезного века.
Плита из красного песчаника имеет форму трапеции, ее верхняя грань справа налево скошена под углом 25 градусов. На песчанике располагается изображение фигуры оленя размером 50 на 80 сантиметров. Неизвестный мастер сделал его в технике точечной выбивки, характерной для тагарской культуры того времени. Оленя он изобразил в профиль, а после отшлифовал контурные линии. Морда оленя, поджарое тело с широкой грудью и две пары ног схематичны.
Одним из главных занятий этой эпохи на левом берегу Енисея было животноводство. Предположительно, ветвь населения, которая проживала на этих землях, вела кочевой образ жизни.
В тагарской культуре достаточно часто встречались украшения в виде диких и домашних животных. Одним из таких украшений, которое наносили на различные предметы, было изображение оленя. Некоторые исследователи связывают появление образа оленя в тагарской культуре со скифским влиянием.
Существует около 10 видов изображения оленей. Животные различаются позами, наличием или отсутствием на рисунке глаз, формой рогов и многим другим. Олени, которых выбивали на камне в полный рост, встречались реже, чем олени с подогнутыми ногами. Последних обычно наносили на тагарское оружие.
Камнеобработка в тагарской культуре была развита не хуже, чем обработка металлов. Изображения, аналогичные тому, что представлено в музее, ряд исследователей относит к отдельному виду ранних наскальных рисунков. Чаще всего они встречались на курганах и могильных плитах. Зооморфные мотивы (изображения животных) относились к более поздним из них.
В Хакасии встречаются курганы, крепости-све, древние поселения, наскальные рисунки, а также большие каменные изваяния. Такое разнообразие объясняется тем, что на протяжении нескольких тысячелетий здесь проживали разные народы. Иранская, монгольская, тюркская, угро-финская и другие культуры взаимно влияли друг на друга.
В коллекции музея хранится каменная плита со схематическими изображениями — памятник VIII–III веков до нашей эры. Он относится к эпохе раннежелезного века.
Плита из красного песчаника имеет форму трапеции, ее верхняя грань справа налево скошена под углом 25 градусов. На песчанике располагается изображение фигуры оленя размером 50 на 80 сантиметров. Неизвестный мастер сделал его в технике точечной выбивки, характерной для тагарской культуры того времени. Оленя он изобразил в профиль, а после отшлифовал контурные линии. Морда оленя, поджарое тело с широкой грудью и две пары ног схематичны.
Одним из главных занятий этой эпохи на левом берегу Енисея было животноводство. Предположительно, ветвь населения, которая проживала на этих землях, вела кочевой образ жизни.
В тагарской культуре достаточно часто встречались украшения в виде диких и домашних животных. Одним из таких украшений, которое наносили на различные предметы, было изображение оленя. Некоторые исследователи связывают появление образа оленя в тагарской культуре со скифским влиянием.
Существует около 10 видов изображения оленей. Животные различаются позами, наличием или отсутствием на рисунке глаз, формой рогов и многим другим. Олени, которых выбивали на камне в полный рост, встречались реже, чем олени с подогнутыми ногами. Последних обычно наносили на тагарское оружие.
Камнеобработка в тагарской культуре была развита не хуже, чем обработка металлов. Изображения, аналогичные тому, что представлено в музее, ряд исследователей относит к отдельному виду ранних наскальных рисунков. Чаще всего они встречались на курганах и могильных плитах. Зооморфные мотивы (изображения животных) относились к более поздним из них.