В доэлектрическую эпоху по вечерам дома освещали свечами. Чтобы приглушить свет или погасить свечу, придумали специальные металлические колпачки. Затем, в XIX веке, появились керосиновые лампы, в которых пламя защищал стеклянный цилиндр, а также можно было прикрутить подачу топлива.
В 1872 году русский электротехник Александр Лодыгин изобрел лампочку накаливания — герметично закрытый стеклянный шар с угольной палочкой, зажатой двумя стержнями. Он запатентовал ее во многих странах. В течение нескольких лет изобретение дорабатывали сам Лодыгин, Василий Дидрихсон и Павел Булыгин.
В 1879 году американец Томас Эдисон получил патент на электрическую лампочку, который позже признали недействительным. Но его компания General Electric успела наладить массовое производство ламп, а в 1906 году выкупила у Лодыгина патент на лампы с нитями накаливания из тугоплавких металлов.
У новых домашних ламп нужно было регулировать степень освещенности. На них стали надевать абажуры — колпаки или купола из однотонной светлой ткани. Они направляли поток яркого света вниз и тем самым защищали глаза. Сначала абажуры украшали простой бахромой с короткими кистями. Но в первой трети ХХ века, с приходом стилей модерн и ар-деко, абажуры настольных ламп и бра становились все более сложными по конструкции и декору.
В Советском Союзе с началом электрификации в каждом доме, бараке и общежитии появились «лампочки Ильича» — так официальная пропаганда называла бытовые лампочки накаливания. Патрон лампочки подвешивали к потолку за провод без плафона, а электропроводку крепили к стенам. Часто на такие лампочки надевали самодельные абажуры из газеты, марли, связанных между собой кухонных терок.
В эпоху новой экономической политики (нэпа) тканевые абажуры снова вошли в моду. В 1930-х годах даже строгие «наркомовские» кабинетные настольные лампы создавали в трех вариантах: полностью из металла, со стеклянной вставкой по ободу или с шелковой драпировкой вместо нее. Тканевые абажуры были популярны до конца 1950-х годов, пока их не заменили пластмассовые.
В экспозиции музея представлена любимая домашняя лампа Михаила Калашникова с желтым тканевым абажуром, который дает мягкий рассеянный свет. Конструктор часто засиживался допоздна за расчетами и чертежами и работал при ее свете. Сохранилось несколько фотографий Калашникова 1980–1990-х годов за письменным столом, на которых хорошо видна эта лампа, стоящая рядом с настольной скульптурой Сергея Кирова.
В 1872 году русский электротехник Александр Лодыгин изобрел лампочку накаливания — герметично закрытый стеклянный шар с угольной палочкой, зажатой двумя стержнями. Он запатентовал ее во многих странах. В течение нескольких лет изобретение дорабатывали сам Лодыгин, Василий Дидрихсон и Павел Булыгин.
В 1879 году американец Томас Эдисон получил патент на электрическую лампочку, который позже признали недействительным. Но его компания General Electric успела наладить массовое производство ламп, а в 1906 году выкупила у Лодыгина патент на лампы с нитями накаливания из тугоплавких металлов.
У новых домашних ламп нужно было регулировать степень освещенности. На них стали надевать абажуры — колпаки или купола из однотонной светлой ткани. Они направляли поток яркого света вниз и тем самым защищали глаза. Сначала абажуры украшали простой бахромой с короткими кистями. Но в первой трети ХХ века, с приходом стилей модерн и ар-деко, абажуры настольных ламп и бра становились все более сложными по конструкции и декору.
В Советском Союзе с началом электрификации в каждом доме, бараке и общежитии появились «лампочки Ильича» — так официальная пропаганда называла бытовые лампочки накаливания. Патрон лампочки подвешивали к потолку за провод без плафона, а электропроводку крепили к стенам. Часто на такие лампочки надевали самодельные абажуры из газеты, марли, связанных между собой кухонных терок.
В эпоху новой экономической политики (нэпа) тканевые абажуры снова вошли в моду. В 1930-х годах даже строгие «наркомовские» кабинетные настольные лампы создавали в трех вариантах: полностью из металла, со стеклянной вставкой по ободу или с шелковой драпировкой вместо нее. Тканевые абажуры были популярны до конца 1950-х годов, пока их не заменили пластмассовые.
В экспозиции музея представлена любимая домашняя лампа Михаила Калашникова с желтым тканевым абажуром, который дает мягкий рассеянный свет. Конструктор часто засиживался допоздна за расчетами и чертежами и работал при ее свете. Сохранилось несколько фотографий Калашникова 1980–1990-х годов за письменным столом, на которых хорошо видна эта лампа, стоящая рядом с настольной скульптурой Сергея Кирова.