Стадвадцатидвухмиллиметровая гаубица образца 1938 года была спроектирована в конструкторском бюро Мотовилихинского машиностроительного завода. Руководил проектом Федор Федорович Петров, орудие было принято на вооружение в 1939 году.
Эта гаубица была предназначена для уничтожения и подавления живой силы, огневых средств пехоты и артиллерии противника, разрушения защитных сооружений полевого типа. Лафет гаубицы М-30 имел раздвижные станины и подрессоренный колесный ход. Конструкция позволяла вести огонь с большими углами возвышения и горизонтального обстрела, а также имела высокую подвижность при механической тяге.
Гаубица имела технические новинки: при откате двигался тяжелый цилиндр, а не легкий шток тормоза отката. В походном положении ствол не отсоединялся от противооткатных устройств, а закреплялся без оттягивания в заднее положение.
Ствол гаубицы состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Поршневой затвор имел эксцентрически расположенное отверстие для выхода бойка ударника. Затвор открывался и закрывался с помощью рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производились спусковым шнуром. В случае осечки спуск ударника мог быть повторен.
После выстрела стреляная гильза удалялась выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция обеспечивала скорострельность орудия до шести выстрелов в минуту. К 1955 году было изготовлено около 20 тысяч единиц гаубиц М-30.
Большинство таких орудий было выпущено на Свердловском артиллерийском заводе № 9. 122-мм гаубицы М-30 стали самыми крупнокалиберными орудиями советской дивизионной артиллерии в годы Великой Отечественной войны.
Бывший командующий артиллерией Ленинградского фронта, маршал артиллерии Георгий Федотович Одинцов высоко оценил новое орудие. О гаубице он сказал, что «лучше ее уже ничего не может быть».
Она применялась практически во всех значимых войнах и вооруженных конфликтах середины и конца XX века. Эта гаубица в практически неизмененном виде и по сей день широко распространена в СНГ и других странах, однако во многих армиях ее используют лишь в учебных целях.
Эта гаубица была предназначена для уничтожения и подавления живой силы, огневых средств пехоты и артиллерии противника, разрушения защитных сооружений полевого типа. Лафет гаубицы М-30 имел раздвижные станины и подрессоренный колесный ход. Конструкция позволяла вести огонь с большими углами возвышения и горизонтального обстрела, а также имела высокую подвижность при механической тяге.
Гаубица имела технические новинки: при откате двигался тяжелый цилиндр, а не легкий шток тормоза отката. В походном положении ствол не отсоединялся от противооткатных устройств, а закреплялся без оттягивания в заднее положение.
Ствол гаубицы состоял из трубы, кожуха и навинтного казенника. Поршневой затвор имел эксцентрически расположенное отверстие для выхода бойка ударника. Затвор открывался и закрывался с помощью рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производились спусковым шнуром. В случае осечки спуск ударника мог быть повторен.
После выстрела стреляная гильза удалялась выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция обеспечивала скорострельность орудия до шести выстрелов в минуту. К 1955 году было изготовлено около 20 тысяч единиц гаубиц М-30.
Большинство таких орудий было выпущено на Свердловском артиллерийском заводе № 9. 122-мм гаубицы М-30 стали самыми крупнокалиберными орудиями советской дивизионной артиллерии в годы Великой Отечественной войны.
Бывший командующий артиллерией Ленинградского фронта, маршал артиллерии Георгий Федотович Одинцов высоко оценил новое орудие. О гаубице он сказал, что «лучше ее уже ничего не может быть».
Она применялась практически во всех значимых войнах и вооруженных конфликтах середины и конца XX века. Эта гаубица в практически неизмененном виде и по сей день широко распространена в СНГ и других странах, однако во многих армиях ее используют лишь в учебных целях.