Производство византийской керамики для широкого рынка сбыта вело к расцвету гончарного искусства. Яркий его пример — эта поливная тарелка, украшенная контурным рисунком в технике сграффито с флористическими элементами.
Факторы, определившие развитие гончарного производства в XIII–XIV веках, позволяют проследить не только культурный, но также политический и экономический контекст истории Византии.
Константинополь как столица Византийской империи (до 1204 года) был главным поставщиков эталонных образцов искусства. Благодаря развитым торговым связям достижения византийских мастеров быстро перенимали ремесленники других областей. Спрос способствовал развитию «поточного» производства керамики и введению в обиход нового инвентаря: появились треножники-разделители для единовременного обжига нескольких изделий и, вероятно, штампы. (Последнее подтверждают находки с почти идентичными изображениями птиц и «солнечных ликов дев-птиц» в разных районах Средиземноморья.)
В бытность свою столицей Латинской империи в 1204–1261 годах Константинополь практически утратил роль законодателя культурной жизни, на фоне чего стали активнее развиваться местные гончарные центры.
В эпоху крестовых походов сложился особый симбиоз западной, восточной и византийской культур. Из эмпориев, каковыми служили крепостные сооружения крестоносцев, вывозили гончарные изделия — в основном образцы позднего сграффито, в которых доминируют мотивы восточного происхождения.
После 1261 года, восстановленная Палеологами, Византия уже не вернула своего прежнего положения. Времена роскоши миновали, производство посуды из драгоценных металлов пришлось резко сократить. Византийский писатель, философ и историк Никифор Григора (1295–1360 годы) отмечал, что даже на пиру в честь коронации Иоанна VI Кантакузина (1347–1354 годы правления) угощения подавали в глиняной и оловянной посуде.
Латинский Запад оказал сильное влияние на образ жизни византийцев, в том числе, на культуру питания. Это сказалось на изменении традиционных и появлении новых кухонных и столовых предметов. На смену характерным средневизантийским сосудам для подогрева еды пришли небольшие тонкостенные кубки и большие плоские блюда. Кубки на ножках с широким основанием и довольно глубокой чашей предназначались для недорогой жидкой пищи с меньшим, чем прежде, содержанием соуса или сока; блюда типа подносов служили для подачи жаркого из мяса или птицы на пирах.