Камиль Коро сочетал в своих картинах сразу три художественных направления — классицизм, романтизм и реализм. Прославился он как пейзажист, но затем начал писать и портреты, чаще всего печальных или мечтательных молодых девушек на фоне изысканного пейзажа. Работы этого художника особенно ценили импрессионисты: например, Эжен Делакруа называл его «настоящим художником», а Клод Моне утверждал: «Мы ничто по сравнению с ним!»
Персона
Жан-Батист Камиль Коро
Годы жизни: 1796—1875
#2
#3
«Он был любящим и хорошо воспитанным сыном»: детство и юность Эмиля Коро
#4
Жан-Батист Камиль Коро родился в Париже летом 1796 года. Его мать была модисткой и держала собственное ателье, а отец Луи Коро, потомственный землевладелец, помогал жене с бухгалтерией. В семье кроме Камиля родились еще две дочери.
Луи Коро пророчил сыну коммерческое будущее и надеялся передать дело ему. Но будущий художник в детстве ничем особо не интересовался. В школе он не блистал талантами, ни разу не проявил себя ни в каком предмете, даже по рисованию у него не было отличных оценок.
Живописью юный Камиль Коро всерьез заинтересовался только к 19 годам. Биограф художника Гэри Тинтероу писал, что в то время Коро был «большим ребенком, застенчивым и неуклюжим. Он краснел, когда к нему обращались. Перед прекрасными дамами, которые часто посещали салон его матери, он смутился и убежал, как дикий зверь… Эмоционально он был любящим и хорошо воспитанным сыном, который обожал свою мать и дрожал, когда говорил его отец».
Когда Камиль Коро окончил школу, отец устроил его подмастерьем к портному, чтобы сын научился вести бизнес. Но коммерция была Коро совершенно неинтересна, и от скуки он на досуге начал рисовать пейзажи, которые видел с детства. И каждый год, в день именин отца, он просил позволения стать художником, а глава семейства неизменно отказывал.
Но когда Коро исполнилось 26 лет, отец неожиданно изменил свое мнение и разрешил ему заниматься живописью. Он даже назначил сыну содержание, которого хватало на все необходимое для начинающего художника.
Луи Коро пророчил сыну коммерческое будущее и надеялся передать дело ему. Но будущий художник в детстве ничем особо не интересовался. В школе он не блистал талантами, ни разу не проявил себя ни в каком предмете, даже по рисованию у него не было отличных оценок.
Живописью юный Камиль Коро всерьез заинтересовался только к 19 годам. Биограф художника Гэри Тинтероу писал, что в то время Коро был «большим ребенком, застенчивым и неуклюжим. Он краснел, когда к нему обращались. Перед прекрасными дамами, которые часто посещали салон его матери, он смутился и убежал, как дикий зверь… Эмоционально он был любящим и хорошо воспитанным сыном, который обожал свою мать и дрожал, когда говорил его отец».
Когда Камиль Коро окончил школу, отец устроил его подмастерьем к портному, чтобы сын научился вести бизнес. Но коммерция была Коро совершенно неинтересна, и от скуки он на досуге начал рисовать пейзажи, которые видел с детства. И каждый год, в день именин отца, он просил позволения стать художником, а глава семейства неизменно отказывал.
Но когда Коро исполнилось 26 лет, отец неожиданно изменил свое мнение и разрешил ему заниматься живописью. Он даже назначил сыну содержание, которого хватало на все необходимое для начинающего художника.
#5
«Передать с величайшей скрупулезностью все, что я видел перед собой»
#6
В 1822 году Камиль Коро поступил в студию художника Ашиля Мишальона. Тот был ровесником Коро, но уже добился некоторого успеха в творческой среде и слыл протеже известного живописца Жака Луи Давида. Мишальон учил Коро работать с натурой, большое внимание уделял точности и достоверности картины. Вместе они ходили на пленэры и писали пейзажи. Коро вспоминал об этих занятиях:
#7
Я написал свой первый пейзаж с натуры… под присмотром этого художника, единственным советом которого было передать с величайшей скрупулезностью все, что я видел перед собой. Урок сработал; с тех пор я всегда ценил точность.
#8
Вскоре Ашиль Мишальон умер от пневмонии, и Камиль Коро перешел к другому учителю — Жану Виктору Бретену, одному из известных художников-классицистов того времени. Но Коро не был приверженцем этого направления, в его работах проявлялись черты реалистической школы: он много рисовал с натуры, тщательно прорабатывал детали и добивался точности, как учил Мишальон.
В 1825 году Коро вместе с другими художниками поехал в Италию — писать памятники античной архитектуры. Путешествие длилось три года, за это время художник создал более 150 картин.
После возвращения на родину в 1828 году Коро стал готовиться к ежегодной выставке — Парижскому салону. Члены жюри там ценили классицистические традиции, и Коро это понимал. Поэтому он написал несколько картин в манере классицизма, в том числе «Вид на Нарни».
В 1825 году Коро вместе с другими художниками поехал в Италию — писать памятники античной архитектуры. Путешествие длилось три года, за это время художник создал более 150 картин.
После возвращения на родину в 1828 году Коро стал готовиться к ежегодной выставке — Парижскому салону. Члены жюри там ценили классицистические традиции, и Коро это понимал. Поэтому он написал несколько картин в манере классицизма, в том числе «Вид на Нарни».
Соблюдая принципы классицизма, он все же пытался придать композиции максимальную естественность и передать выразительную игру света, сочетал античные сюжеты и персонажей с реалистическими пейзажами. Иногда, однако, он писал не греческих нимф или библейских героинь, а обычных крестьян, как того требовали принципы реализма. К числу таких работ относится картина «Вид на лес Фонтенбло».
#9
«Здесь только один мастер — Коро»: признание и слава портретиста
#10
Известность к Эмилю Коро пришла далеко не сразу. В творческой среде 1830-х годов его чаще критиковали, чем хвалили. Покупателей на его работы находилось немного, заказчиков, которые хотели бы получить картину специально для себя, и того меньше. Но к концу 1840-х художники стали относиться к Коро с большим вниманием и уважением. Например, Эжен Делакруа писал в своем дневнике:
#11
Коро — настоящий художник. Нужно увидеть художника на его рабочем месте, чтобы понять, чего он стоит… Коро глубоко вникает в предмет: к нему приходят идеи, и он добавляет их во время работы; это правильный подход.
#12
В 1848 году Коро приняли в члены жюри Парижского салона. С этих пор карьера художника пошла вверх. Его пейзажи хвалили за точность и естественность, за атмосферу и умение запечатлеть выразительный момент.
Помимо пейзажей, Коро все чаще писал портреты. Самыми известными из таких работ стали «Прерванное чтение» и «Дама в голубом». Художник много работал и с обнаженной натурой. Своим ученикам он позже говорил:
Помимо пейзажей, Коро все чаще писал портреты. Самыми известными из таких работ стали «Прерванное чтение» и «Дама в голубом». Художник много работал и с обнаженной натурой. Своим ученикам он позже говорил:
#13
Видите ли, изучение обнаженной натуры — это лучший урок, который может усвоить пейзажист. Если кто-то знает, как без всяких ухищрений написать фигуру, то он сможет написать и пейзаж.
#14
Учеников у Коро с каждым годом становилось все больше. В его студии всегда было много людей: начинающих живописцев, моделей, критиков. Камиль Коро шутил: «Вокруг меня десять человек. Так почему же никто из вас не додумался поджечь мне трубку?»
К концу жизни Коро уже считался живым классиком, его пейзажами восхищались и профессиональные художники, и критики, и обычная публика. В особенности их ценили молодые импрессионисты. Например, Клод Моне однажды воскликнул:
#15
Снимок экрана 06.02.2023 в 16.00.43.png
Здесь только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним, ничто!
#16
Семьей Коро не обзавелся. Он утверждал: «У меня есть единственная цель, которой я намерен следовать всю жизнь, — писать пейзажи. Это решение не позволяет мне связывать себя узами брака».
Камиль Коро умер от болезни в феврале 1875 года. Его похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
Камиль Коро умер от болезни в феврале 1875 года. Его похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
#1
читать дальшескрыть