Шрифт
Цвет
Графика
Камиль Коро
Персона

Жан-Батист Камиль Коро

Годы жизни: 1796—1875
#2
Камиль Коро сочетал в своих картинах сразу три художественных направления — классицизм, романтизм и реализм. Прославился он как пейзажист, но затем начал писать и портреты, чаще всего печальных или мечтательных молодых девушек на фоне изысканного пейзажа. Работы этого художника особенно ценили импрессионисты: например, Эжен Делакруа называл его «настоящим художником», а Клод Моне утверждал: «Мы ничто по сравнению с ним!»
#3

«Он был любящим и хорошо воспитанным сыном»: детство и юность Эмиля Коро

#4
Жан-Батист Камиль Коро родился в Париже летом 1796 года. Его мать была модисткой и держала собственное ателье, а отец Луи Коро, потомственный землевладелец, помогал жене с бухгалтерией. В семье кроме Камиля родились еще две дочери.

Луи Коро пророчил сыну коммерческое будущее и надеялся передать дело ему. Но будущий художник в детстве ничем особо не интересовался. В школе он не блистал талантами, ни разу не проявил себя ни в каком предмете, даже по рисованию у него не было отличных оценок.
Живописью юный Камиль Коро всерьез заинтересовался только к 19 годам. Биограф художника Гэри Тинтероу писал, что в то время Коро был «большим ребенком, застенчивым и неуклюжим. Он краснел, когда к нему обращались. Перед прекрасными дамами, которые часто посещали салон его матери, он смутился и убежал, как дикий зверь… Эмоционально он был любящим и хорошо воспитанным сыном, который обожал свою мать и дрожал, когда говорил его отец».

Когда Камиль Коро окончил школу, отец устроил его подмастерьем к портному, чтобы сын научился вести бизнес. Но коммерция была Коро совершенно неинтересна, и от скуки он на досуге начал рисовать пейзажи, которые видел с детства. И каждый год, в день именин отца, он просил позволения стать художником, а глава семейства неизменно отказывал.

Но когда Коро исполнилось 26 лет, отец неожиданно изменил свое мнение и разрешил ему заниматься живописью. Он даже назначил сыну содержание, которого хватало на все необходимое для начинающего художника.
#5

«Передать с величайшей скрупулезностью все, что я видел перед собой»

#6
В 1822 году Камиль Коро поступил в студию художника Ашиля Мишальона. Тот был ровесником Коро, но уже добился некоторого успеха в творческой среде и слыл протеже известного живописца Жака Луи Давида. Мишальон учил Коро работать с натурой, большое внимание уделял точности и достоверности картины. Вместе они ходили на пленэры и писали пейзажи. Коро вспоминал об этих занятиях:
#7
Я написал свой первый пейзаж с натуры… под присмотром этого художника, единственным советом которого было передать с величайшей скрупулезностью все, что я видел перед собой. Урок сработал; с тех пор я всегда ценил точность.
#8
Вскоре Ашиль Мишальон умер от пневмонии, и Камиль Коро перешел к другому учителю — Жану Виктору Бретену, одному из известных художников-классицистов того времени. Но Коро не был приверженцем этого направления, в его работах проявлялись черты реалистической школы: он много рисовал с натуры, тщательно прорабатывал детали и добивался точности, как учил Мишальон.

В 1825 году Коро вместе с другими художниками поехал в Италию — писать памятники античной архитектуры. Путешествие длилось три года, за это время художник создал более 150 картин.
После возвращения на родину в 1828 году Коро стал готовиться к ежегодной выставке — Парижскому салону. Члены жюри там ценили классицистические традиции, и Коро это понимал. Поэтому он написал несколько картин в манере классицизма, в том числе «Вид на Нарни».

Соблюдая принципы классицизма, он все же пытался придать композиции максимальную естественность и передать выразительную игру света, сочетал античные сюжеты и персонажей с реалистическими пейзажами. Иногда, однако, он писал не греческих нимф или библейских героинь, а обычных крестьян, как того требовали принципы реализма. К числу таких работ относится картина «Вид на лес Фонтенбло». 
#9

«Здесь только один мастер — Коро»: признание и слава портретиста

#10
Известность к Эмилю Коро пришла далеко не сразу. В творческой среде 1830-х годов его чаще критиковали, чем хвалили. Покупателей на его работы находилось немного, заказчиков, которые хотели бы получить картину специально для себя, и того меньше. Но к концу 1840-х художники стали относиться к Коро с большим вниманием и уважением. Например, Эжен Делакруа писал в своем дневнике:
#11
Коро — настоящий художник. Нужно увидеть художника на его рабочем месте, чтобы понять, чего он стоит… Коро глубоко вникает в предмет: к нему приходят идеи, и он добавляет их во время работы; это правильный подход.
#12
В 1848 году Коро приняли в члены жюри Парижского салона. С этих пор карьера художника пошла вверх. Его пейзажи хвалили за точность и естественность, за атмосферу и умение запечатлеть выразительный момент.

Помимо пейзажей, Коро все чаще писал портреты. Самыми известными из таких работ стали «Прерванное чтение» и «Дама в голубом». Художник много работал и с обнаженной натурой. Своим ученикам он позже говорил:
#13
Видите ли, изучение обнаженной натуры — это лучший урок, который может усвоить пейзажист. Если кто-то знает, как без всяких ухищрений написать фигуру, то он сможет написать и пейзаж.
#14
Учеников у Коро с каждым годом становилось все больше. В его студии всегда было много людей: начинающих живописцев, моделей, критиков. Камиль Коро шутил: «Вокруг меня десять человек. Так почему же никто из вас не додумался поджечь мне трубку?»

К концу жизни Коро уже считался живым классиком, его пейзажами восхищались и профессиональные художники, и критики, и обычная публика. В особенности их ценили молодые импрессионисты. Например, Клод Моне однажды воскликнул:
#15
Здесь только один мастер — Коро. Мы ничто по сравнению с ним, ничто!
#16
Семьей Коро не обзавелся. Он утверждал: «У меня есть единственная цель, которой я намерен следовать всю жизнь, — писать пейзажи. Это решение не позволяет мне связывать себя узами брака».

Камиль Коро умер от болезни в феврале 1875 года. Его похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%