Шрифт
Цвет
Графика
архив
Thu Mar 25 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Wed Jun 30 2021 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#3
Василий Иванович Дончук — Герой Советского Союза
#2
Коллекция предметов, принадлежавших Герою Советского Союза Василию Ивановичу Дончуку, представлена в рамках выставки «Военная Воркута: повседневность подвига», которая работает в зале временных выставок. В коллекции портретные и групповые, семейные и служебные, гражданские и военные фотографии, удостоверения, летная и орденская книжки, подлинные личные вещи летчика Дончука.

Василий Иванович Дончук родился 10 декабря 1910 года в семье рабочего в Киеве. Рано потерял родителей, воспитывался в детском доме. В 1927 г. вступил в комсомол. По окончании школы ФЗУ, где получил профессию токаря по металлу, поступил на Сталинградский тракторный завод, где проработал два года. В 1932 г. вступил в ВКП (б). Окончил аэроклуб, а затем Ейское авиационное училище Гражданского воздушного флота, которое с середины июля 1931 г. называлось Военная школа морских летчиков и летчиков-наблюдателей Военно-воздушных сил рабоче-крестьянской Красной армии имени Сталина. Учебное заведение было передислоцировано из Севастополя в город Ейск. После его окончания Василий Дончук служил в Московском военном округе, быстро поднявшись в должности до начальника лётной части. В Москве женился и вскоре с женой Ларисой Филипповной отправился на Дальний Восток, перейдя в гражданскую авиацию. С 1935 г. работал начальником лётной части и лётчиком-инструктором в аэроклубе Хабаровска, с 1936 года — на Камчатке в качестве пилота Акционерного Камчатского общества, доставлял грузы в труднодоступные районы.

Службу в Рабоче-крестьянской Красной армии проходил с 1937 г. и в 1938 г. принял участие в боевых действиях на озере Хасан.
В конце 1938 г. переведён из пилотов в наземный отряд техобслуживания а, после этого возглавлял авиаотряд при управлении лагерями железнодорожного строительства «БАМпроект». Весной 1941 г. В. Дончук направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы. Отряд Дончука базировался в Абези, откуда совершались вылеты над побережьем Северного Ледовитого океана и проливом Югорский Шар, в основном по доставке грузов и ледовой разведке, а также спасательные операции.

После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 г., Дончук запросил перевод во фронтовую авиацию, однако по распоряжению командования оставался в Заполярье почти до конца года.
С ноября 1941 г. — на фронте, пилотом Северного особого авиационного отряда Гражданского воздушного флота (затем Карело-Финской особой авиагруппы ГВФ). На самолёте П-5, на котором Дончук со своим бортмехаником Владимиром Лосевым прилетел на Карельский фронт из Заполярья, он осуществлял вылеты за линию фронта, доставляя боеприпасы партизанам и вывозя их раненых и военные донесения, а также обеспечивая доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп. В феврале 1942 г. по инициативе Дончука самолёты П-5 были переоснащены как лёгкие бомбардировщики — на них были установлены подкрыльные бомбодержатели для двух авиабомб. Дончук и другие опытные пилоты Матвеев и Никитов участвовали в бомбовых налётах на вражеские военные объекты, в том числе казармы в Суомуссалми и аэродром в Кестеньге, после этого признанный негодным к дальнейшей эксплуатации. Совершив к маю 1942 года 94 боевых вылета, Дончук был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего был назначен командиром 1-го авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.

21 сентября 1942 г. на дооборудованном пассажирском Ли-2 участвовал в бомбардировке финского города Оулу, в его окрестностях также высадив десант. В январе 1943 г. за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, а от Центрального штаба партизанского движения — медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Однако Дончук не оставлял мечты о переходе в боевую авиацию и в итоге был отправлен на доподготовку как пилот бомбардировщиков Дуглас A-20 «Бостон». В ноябре 1943 г. он был назначен командиром эскадрильи 114 гвардейского ближнебомбардировочного авиационного полка 7-й Воздушной Армии Карельского фронта. В новой должности участвовал в бомбардировках скоплений войск и стратегических объектов, в особенности аэродромов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы. В апреле 1944 г. Василий Дончук награждён орденом Красного Знамени.

С мая 1944 г. — командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи 7-й Воздушной Армии Карельского Фронта, которую принял после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа. Дончук сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот; особое внимание он уделял бесперебойной работе наземных служб и своевременной переброске техники на новые аэродромы. Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 г. Дончук награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.

После начала Петсамо-Киркенесской операции Дончук сам, пилотируя транспортный самолёт, перевозил на новые аэродромы наиболее важное наземное оборудование, обеспечивая максимально быструю подготовку боевой части эскадрильи к вылетам.

21 октября 1944 г. экипаж «Бостона» А-20 из четырех человек под командованием командира эскадрильи гвардии майора В.И. Дончука, выполнял разведывательный полёт в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли наиболее тяжёлые бои. Во время полета экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника у Киркенеса, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась окончательно. На базу экипаж не вернулся.

В 2014 г. в печати со ссылкой на норвежского историка Михаэля Стокке появилась информация об окончании этого вылета. Согласно Стокке и его соотечественнику — исследователю Руне Раутио, самолёт, прошедший маршрутом Ивало — Инари — Карасйок — Лаксэльв — Киркенес, мог быть подбит над коммуной Нессебю в Норвегии; местные жители наблюдали, как горящий самолёт упал в воды близлежащего фьорда неподалёку от берега. Вероятно, самолёт по настоящее время лежит на дне фьорда на глубине 40—70 метров.

К моменту гибели Василий Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налет составил 5 тысяч часов на 14 разных моделях самолетов.

2 ноября 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР майору Василию Ивановичу Дончуку присвоено звание Героя Советского Союза. Так же он награжден орденом Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалями. Имя героя носят улицы в Воркуте, в Киеве и в Хабаровске, а также средняя школа в Хабаровске.
читать дальшескрыть
Воркутинский музейно-выставочный центр
Телефон
+7 (912) 151-75-31
Адрес
Республика Коми, Воркута, ул. Гагарина, д. 7
Посмотреть на карте
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%