по умолчанию
по умолчанию
по дате добавления
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
Следующие
0
В архиве
Княжпогостский районный музей

Театральные подмостки ГУЛАГа

Sun Oct 20 2019 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Wed Dec 30 2020 01:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
Княжпогосткий районный музей
Княжпогосткий районный музей
Телефон
+7(2139) 22-1-31
Официальный сайт
крикм.рф
Дополнительная информация
вторник–пятница: с 10 до 18 часов, перерыв с 13 до 14 час, суббота -с 10 до 16 час. Выходные-воскресенье, понедельник.
Оставить отзыв о выставке
Выставка рассказывает о театре Северного железнодорожного лагеря ГУЛАГа НКВД СССР, который располагался в поселке Железнодорожный (станция Княжпогост) Коми АССР, непростой судьбе одной из его актрис — Тамаре Петкевич. На выставке опубликовано 10 предметов, доступных к просмотру в режиме каталога.
Посмотреть все экспонаты

О выставке

#68
Театральные подмостки ГУЛАГа
#3
Выставка рассказывает о лагерном театре, который располагался в поселке Железнодорожный (станция Княжпогост) Коми АССР. Театрально-эстрадный коллектив (ТЭКО) Севжелдорлага ГУЛАГа НКВД СССР был создан в 1940-е годы и  состоял из заключенных- артистов. Первым его руководителем  был режиссер Александр Гавронский, затем его заменил Борис Семячков — первый коми профессиональный режиссер. 
В основе выставки лежат подлинные предметы из мемориального фонда Петкевич Тамары Владиславовны, одной из ведущих актрис театра, переданные в дар музею ею и её соратниками в период с 1996 по 2018 годы. 
#4
Т.В. Петкевич. 1950 е гг.
Тамара Владиславовна Петкевич- российская актриса, театровед и писательница-мемуарист. Родилась 29 марта 1920 года в городе Невеле Невельского уезда Витебской губернии. Поступила в школу № 182 города Ленинграда в 1927 году. В 1937 году была исключена из ВЛКСМ из-за ареста отца.  В 1938 году Тамара окончила 10 классов и поступила в 1-й Государственный институт иностранных языков на английский факультет.
#28
Отец — Владислав Иосифович Петкевич, 1890 г.р, уроженец г. Риги, участник Первой Мировой войны, член ВКП (б) c 1918 г. 
Был арестован и репрессирован в 1937 г. Умер 15 января 1938 или 10 февраля 1942 г. в заключении.

Владислав Иосифович Петкевич с женой Ефросиньей Федоровной и дочерьми Тамарой, Валентиной и Ренатой. 
г.Ленинград, 1930-е гг.
#57
30 января 1943 года  Тамара Петкевич была  арестована и 4 мая 1943 года осуждена по политической статье (статья 58-10, часть 2 Уголовного кодекса РСФСР) на 7 лет лишения свободы, 3 года поражения в правах и конфискацию имущества. Наказание отбывала сначала в лагерях Киргизской ССР, а в 1943 году была переведена в Севжелдорлаг Коми АССР. Работала на лесоповале в лагерной колонне «Светик», затем комиссована по инвалидности и отправлена в лазарет при Урдомской колонне, где работала в хирургическом отделении. 

Из воспоминаний Т.В. Петкевич: «В Коми-лагерях пришлось еще круче, чем в Средней Азии. Я попала на лесоповал. Уже через несколько дней вся в цинготных язвах, с еле-еле поворачивающимся во рту толстым языком и вечным ощущением стужи внутри я была доставлена в лазарет Урдомского отделения Севжелдорлага Коми АССР. Меня подлечили и оставили работать медсестрой. Именно там я и услышала однажды: — К нам на днях приезжает ТЭКО. — Это что? Комиссия какая-то? — спросила я. Оказалось — Театрально-эстрадный коллектив. Иначе говоря, агитбригада». Так, Петкевич Т.В. была назначена через политотдел в Театрально-эстрадный коллектив, состоявший из заключённых. Он находился в поселке Княж-Погост на Центральном отдельном лагерном пункте.
#36
Экспонаты Княжпогостского районного историко-краведческого музея, раскрывающие тематику Севжелдорлага
#7
 Из воспоминаний Т.В. Петкевич: 
«Базой ТЭКО была центральная колонна СЖДЛ — ЦОЛП в Княж-Погосте. Туда меня и привезли… Едва я прошла через вахту ЦОЛПа, как увидела пожилого человека с палкой в руке, обходившего глубокую лужу..... 
Я и не ведала, какой замечательной, выручившей всю мою жизнь станет для меня встреча с тогдашним режиссером ТЭКО Александром Осиповичем Гавронским». 
Режиссер лагерного театра Александр Осипович Гавронский. Снимок сделан в период заключения в Севжелдорлаге.  
1940-е гг.
#60
Актриса лагерного театра Петкевич Тамара в образах. 1940 е гг.
#62
ТЭК осуществлял постановку различных спектаклей, концертов, танцевальных и сатирических номеров. Так, в его репертуаре были пьесы А.П. Чехова («Три сестры», «Юбилей», Хороший конец» и др.), постановки по К.М. Симонову «Русский вопрос», Б.Александрову «Свадьба в Малиновке» и другие. Директором коллектива был Семен Владимирович Еврухимович.

Оркестром театра дирижировал Дмитрий Фемистоклович Караяниди —  превосходный пианист, окончивший Бакинскую консерваторию. В состав ТЭК входили: солисты Сергей Аллилуев, Игорь Хрусталев, Макарий Головин (тенор и баритон), вокалистка Тамара Сланская (исполняла арии из опер и оперетт), чтец Георгий Бондаревский, актеры: Г.Л. Невольский, Валентина Лакина и другие.

Публика в Княжпогосте была строгая, здесь отбывали сроки завсегдатаи МХАТа, таировского и мейерхольдовского театров. У некоторых актеров ТЭКО среди вольнонаемных и начальства были свои поклонники. 

Из воспоминаний Тамары Петкевич: «Мы гастролировали. Ехали на юг до Сольчевыгодска и южнее, потом далеко на север. Там я увидела лагерь СЖДЛ, протянувшийся до самой Печоры. Колонны прятались в тайге и были раскиданы по тундре. Мы вязли в дорожной грязи и топи; переезжали, шли и волочились, изнемогая от тяжести чемоданов. В пассажирских поездах конвоиры теснили едущих, освобождая для нас несколько купе, чтобы мы не общались. Пассажиры и сами шарахались от нас. Поначалу это ранило. Затем привыкли».

«Бараки на колоннах были переполнены. Нас размещали где попало: в комнатушках при конторе, при медпункте или клубе. Спали на полу или на столах. Утром — репетировали. Вечером давали концерт. В первые ряды усаживалась вохра. За ними зэки. Начинался концерт. Все смолкали. Слушали, затаив дыхание, так же, как совсем недавно, будучи таким же зрителем, слушала и я… В репертуаре  были арии из опер и оперетт. Я заглядывала в дырочку боковой кулисы и неотрывно смотрела на стихших, плачущих людей, сама утирала слезы… Слезы сменялись улыбкой, когда на сцену выходил куплетист и одареннейший конферансье Семен Еврухимович».
#38
Спектакль «Шестеро любимых»  постановка режиссера В.Р. Членова. 1948 г.
После войны в театре появились новые люди: танцовщик Евгений Алексеев, музыканты из Прибалтики Гарольд Брокс и Иозас Купокас, певица Альдона Голюдживайтите, балерина Агата Иргенс,  поляк-саксофонист Хильхер, композитор — одессит Георгий Николаевич Фоменко.
#40
Любимый человек Тамары Петкевич- Николай Данилович Теслик заметно выделялся из других актеров: профессионал, бывший артист ростовской труппы Ю.А. Завадского.  Высокий, худощавый, изысканный и физически натренированный, он с равным успехом читал стихи и прозу, исполнял пантомимические номера, танцевал лезгинку и танго с партнершей, играл в спектаклях, увлекался режиссурой. 
Актер Николай Данилович Теслик. 1940- е гг.
#66
В заключении Тамара Петкевич родила сына, которого вскоре забрали в детский приемник, а затем он был усыновлен. В 1948 году ей пришлось передать сына на воспитание его отцу Ф.Я. Бахареву. Матерью он считал другую женщину, жену своего отца. В период 1948–1949 гг. состоялись лишь краткие встречи матери с сыном.

Тамара Петкевич была освобождена в 1950 году. Начались поиски работы, а её возлюбленный Николай Теслик заболел раком горла, болезнь прогрессировала. Вскоре Николая не стало и Тамара большими усилиями добилась, чтобы его похоронили на поселковом кладбище для вольных.

В 1950 г. Севжелдорлаг был закрыт и реорганизован в Печорлаг, театр прекратил свое существование.
#61
Руководящий и актерский состав лагерного театра.
#44
Актриса Т.В.Петкевич с гражданским супругом, соратником по театру Д.Ф. Караяниди. 
В 1960 году Тамара Петкевич вернулась в Ленинград. В 1962–1967 годы училась на театроведческом факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, работала  в методическом центре Ленинградского Дома художественной самодеятельности.

#65
В 1993 году Тамара Владиславовна опубликовала книгу мемуарной прозы о жизни в сталинских лагерях «Жизнь — сапожок непарный», выдержавшую ряд переизданий. Книгу высоко оценил, в частности, режиссер Эльдар Рязанов. 

В Германии и ряде зарубежных стран книгу издали несколько раз. А Президент Польши Александр Квасьневский наградил автора кавалерским крестом ордена Заслуг перед Республикой Польша.
В 1996 году Тамара Петкевич была принята в Союз писателей Санкт-Петербурга.

«Душу я оставляю себе. Без совладельцев» — написала Тамара Петкевич, ведь, по ее словам, это единственное, что помогло выжить. Сама она писала, что первая книга была написана как выполнение данного себе в лагере обещания: «Когда-нибудь я все расскажу». 
#47
В 1996 году Тамара Владиславовна посетила город Емву, место, где когда-то выступала в лагерном театре и находилась заключении.
В районном Доме культуры прошла презентация её книги «Жизнь-сапожок-непарный», встреча с читателями.
На городском кладбище Т.В. Петкевич посетила могилу любимого человека, актера Николая Даниловича Теслика.
Т.В. Петкевич на могиле Николая Теслика. г.Емва, Республика Коми, 1996 г.
#67
В 1990-е годы по книге Тамары Петкевич был поставлен спектакль «По ту сторону смысла», а в 2001 г. режиссёр Марина Разбежкина сняла документальный фильм «Жизнь — сапожок непарный». Вторая книга — «На фоне звезд и страха» вышла в 2008 году. В ней Тамара Петкевич рассказывает о своей жизни после освобождения из лагеря, события более 50 послелагерных лет.

В 2010 году вышел документальный фильм из цикла «Петербургские интеллигенты» — «Тамара Петкевич. Один человек», в 2013 г.- фильм с её участием на канале «Культура» — «Дольше жизни». В декабре 2020 года Театр Ленсовета начал показ спектакля «Жизнь — сапожок непарный» (режиссёр- Инна Аронова). 

Вся жизнь героини наполнена светом, верой в лучшее, во все хорошее и прекрасное. Поэтому страшная лагерная тема становится не главным аккордом спектакля, а только фоном, на котором мы наблюдаем чудо — чудо возрождения души. И «виной» этому театр. Театр спасает героиню, открывает в ней талант, голос и силу.
#45
Абсолютно все, кто был знаком с этой женщиной, — актрисой, театроведом, писателем, — говорят о ее невероятной красоте. Внутренней и внешней. До преклонного возраста она сохранила удивительный природный магнетизм и обаяние.
Т.В. Петкевич. 2000-е гг.
#53
Тамара Владиславовна Петкевич умерла 18 октября 2017 года в г. Санкт-Петербурге. Похоронена на Комаровском кладбище посёлка Комарово Курортного района. Она прожила долгую жизнь. 

Этой удивительной женщине, прошедшей через все ужасы XX века и сумевшей сохранить человеческое достоинство и любовь к людям, посвящена эта музейная выставка «Театральные подмостки ГУЛАГа».
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
По вашему запросу ничего не найденоПопробуйте уточнить параметры поиска
Экспонаты
Найдено: 
Показать все
Выставки
Найдено: 
Показать все
Музеи
Найдено: 
Показать все
%title%
%author%
%organization%
%label%
%title%
%organization%
%dates%
%label%
%title%
%title%
%author%
Топ-100