Иркутский художественный музей обладает одной из самых значительных коллекций икон (более 500) в Сибири и на Дальнем Востоке. Виртуальная выставка «От „северных писем“ к сибирской иконе» представляет иконы из музейного собрания и призвана продемонстрировать связь культурных традиций Русского Севера и Сибири, проявившуюся в иконописном искусстве Сибири XVII–XVIII веков, экспонаты выставки находятся в постоянной экспозиции музея в двух зданиях (Главное здание, Галерея сибирского искусства). Выставка создана в рамках культурного проекта Харлампиевского храма города Иркутска «Северное барокко. Возрождение и интерпретация локальной иконописной традиции Сибири». Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.
История коллекции иконописи музея восходит к середине 1930-х годов, когда из закрывающихся церквей Иркутска стали поступать иконы. Часть коллекции была собрана в экспедициях. Фонд икон пополнялся дарами коллекционеров. Большим событием стало приобретение в 70–90-е годы 168 икон из коллекции московского доктора В.В. Величко.
Новгород — хранитель древних традиций — создал выразительный, лаконичный художественный язык. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и колонизировал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев.
Новгородская иконопись, изначально ориентированная на византийские образцы, с прерыванием культурных и торговых связей с Византией, широко усвоила народные мотивы и формы. Иконы писались и на обширных территориях северных земель, где иконописью нередко занимались как ремеслом представители белого и черного духовенства, посадские жители и даже крестьяне. Работая в одиночку, кустарным способом, лишенные профессиональной выучки и среды, они не могли конкурировать с новгородскими иконописцами, не могли создать школы с четко выявленными стилистическими признаками. К их работам применяется термин «северные письма». В далеких от Новгорода землях художественное развитие протекало в замедленном темпе. Тут старые иконографические типы, от которых Новгород давно отказался, держались без изменений столетиями, а верность традиции рассматривалась как величайшая добродетель.
Сибирская иконопись одна из составляющих древнерусского искусства. Первые иконописцы в Сибири были выходцами из Соли-Вычегодской, Великого Устюга, Новгорода, так как Великий Сибирский путь начинался в Поморье.
История коллекции иконописи музея восходит к середине 1930-х годов, когда из закрывающихся церквей Иркутска стали поступать иконы. Часть коллекции была собрана в экспедициях. Фонд икон пополнялся дарами коллекционеров. Большим событием стало приобретение в 70–90-е годы 168 икон из коллекции московского доктора В.В. Величко.
Новгород — хранитель древних традиций — создал выразительный, лаконичный художественный язык. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и колонизировал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев.
Новгородская иконопись, изначально ориентированная на византийские образцы, с прерыванием культурных и торговых связей с Византией, широко усвоила народные мотивы и формы. Иконы писались и на обширных территориях северных земель, где иконописью нередко занимались как ремеслом представители белого и черного духовенства, посадские жители и даже крестьяне. Работая в одиночку, кустарным способом, лишенные профессиональной выучки и среды, они не могли конкурировать с новгородскими иконописцами, не могли создать школы с четко выявленными стилистическими признаками. К их работам применяется термин «северные письма». В далеких от Новгорода землях художественное развитие протекало в замедленном темпе. Тут старые иконографические типы, от которых Новгород давно отказался, держались без изменений столетиями, а верность традиции рассматривалась как величайшая добродетель.
Сибирская иконопись одна из составляющих древнерусского искусства. Первые иконописцы в Сибири были выходцами из Соли-Вычегодской, Великого Устюга, Новгорода, так как Великий Сибирский путь начинался в Поморье.