Шрифт
Цвет
Графика
Русский музей фотографии

Художественный альбом фотографий с натуры

архив
Постоянная экспозиция
#20
Андрей Осипович Карелин родился в 1837 году в Тамбовской губернии. Десяти лет был отдан в обучение к иконописцу,  в девятнадцать поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, а в 1864 году получил звание свободного художника. Приобщаться к искусству фотографии Карелин начинает еще будучи студентом академии — кропотливо и настойчиво изучает физику, оптику, приемы освещения. Это позволило ему в дальнейшем воплощать художественные идеи и образы с помощью фотографии.
Карелин А.О.  Автопортрет
#21
В 1866 году А.О.Карелин переезжает из Костромы в Нижний Новгород, где в 1869-м открывает мастерскую «Фотография и живопись художника А.Карелина», в которой все желающие могли заказать живописные и фотографические портреты. В Нижний, карман России, его привлекла возможность получения заказов на Нижегородской ярмарке. В 1873 году Андрей Осипович переводит свою мастерскую в дом В.Н.Николаевой на улице Осыпной (сейчас улица Пискунова, Русский музей фотографии). Там был построен фотопавильон по его специальному проекту: он был длиннее обычного, а кроме застекленных потолка и стены были сделаны дополнительные окна еще в одной из стен. 

На фотографиях Карелина появляется волшебный обволакивающий свет, который придает его моделям особую мягкость, пластичность, объемность. Великолепный мастер композиции, Андрей Осипович создавал чудесные художественные снимки. Его изящные комнатные группы и жанровые сценки приводили в восхищение ценителей прекрасного.
#6
Карелин А.О.  Вид на Нижегородскую ярмарку с Гребешка. Нижний Новгород. 1870-е гг.
#14
Творчество Карелина — это прежде всего портреты. Огромное количество заказной продукции его мастерской и уникальные снимки цвета русской интеллигенции того времени: В.Короленко, М.Горький, И.Шишкин, В.В.Верещагин, К.Е.Маковский, П.И.Щукин, Д.И.Менделеев.

В 70-е и 80-е годы XIX века А.О. Карелин издает несколько выпусков «Художественного альбомa фотографий с натуры». В нем представлены все жанры — сюжетные сцены, пейзажи, этнографическая и архитектурная съемка, а также снимки домашних, детей, родственников, друзей, весьма многочисленные автопортреты. 

Отпечатки выполнены на альбуминовой бумаге и тонированы в сепию. На фотографиях можно увидеть утраченные в прошлом веке интерьеры дома на Осыпной, почувствовать атмосферу, в которой жила семья фотографа.
#8
Страницы «Художественного альбомa фотографий с натуры»
#10
При создании альбома Карелин использовал так называемый мягкий способ печати, который заключался в том, что позитивное изображение печаталось одновременно с двух негативов разной плотности. В результате исчезала излишняя для интерьерной съемки жесткость линий, фотографическое изображение приближалось к живописному. Особая сложность состояла в использовании «мягкого» способа для печати на большой формат, с чем Андрей Осипович Карелин блестяще справлялся.
#15
Делать в мягкой тональности снимки крупного размера Андрею Осиповичу стоило большого труда и терпения, а также умения занимать снимаемого во время двойной фотосъемки, между которыми происходила замена одной кассеты с отснятой пластинкой на неотснятую. Тогда он эту процедуру старался производить как можно тише и не торопясь, так как иначе могло произойти изменение положения либо камеры, либо одного из снимаемых… Малейшее шевеление… и пропадал большой труд…
Ф.А.Фомин, ученик А.О.Карелина
#17
Оборотная сторона фотографий А.О.Карелина
#12
На Осыпной улице помещается фотография художника А.О.Карелина, приобретшего европейскую известность своими усовершенствованиями в фотографии. Изобретенным им аппаратом он делает снимки посредством двух негативов, причем получается необыкновенное изящество, нежность, а главное — живость рисунка.
«Иллюстрированный спутник по Волге», Казань, 1884 год
#18
Дипломы, полученные А.О.Карелиным на Международных фотографических выставках
#13
В 1876 году в Эдинбурге на Всемирной фотографической выставке Андрей Карелин буквально «затмил работы всех знаменитых иностранцев и, по единогласному решению жюри, получил высшую награду — золотую медаль «За открытие нового пути и приемов при снятии фотографии, а также за особые труды и полезную деятельность». 

В 1876 году Карелину присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств «За изобретенный особый способ фотографии». 

В 1878 году его принимают в члены Французской национальной Академии искусств. Имя Карелина получило всемирную известность. 

В 1880-м году Андрей Осипович Карелин становится действительным членом V отдела Императорского Русского Технического общества по светописи и ее применениям.

В 1885 году А.Карелин был награжден медалью Императорского Русского Технического общества «За отличное и художественное исполнение фотографических снимков и за прогрессивное усовершенствование своего дела».  

#19
Творчество А.О.Карелина разнообразно. Его наследие включает  не только прекрасные «комнатные группы», но и роскошные снимки детей, животных, птиц, снимки видов и процессий. По работам Карелина можно проследить целую эпоху развития фотографии: у него сохранились снимки самых разнообразных способов печати — от мокрого коллодионного процесса до сухого броможелатинового. Он один из первых фотографировал солнечное затмение, выпускал открытки с видами Нижнего Новгорода; стремясь к передаче цвета, раскрашивал фотографии. 

Разнообразны были интересы и увлечения Карелина. Он увлекался живописью, иконописью, музыкой, астрономией, был активным общественным деятелем.
читать дальшескрыть
Русский музей фотографии
Телефон
+7 (831) 437-37-43
Официальный сайт
http://www.fotomuseum.nnov.ru/
Адрес
603005, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 9а
Посмотреть на карте
Дополнительная информация
Режим работы: Вторник — воскресенье: 11:00–19:00 Понедельник — выходной день
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Отзывы

Оставить отзыв
Русский музей фотографии
С Русским музеем фотографии я знаком с незапамятных времен, но возможности лицезреть оригинальные альбуминовые отпечатки Андрея Осиповича Карелина мне еще не представлялось. Касательно непосредственно фотографий, хотелось бы отметить их одновременную схожесть и разительное разнообразие. К примеру, три, на первый взгляд, одинаковые фотографии (будучи дилетантом в далекие 80-е именно так я это и воспринял бы) имеют настолько разную атмосферу, демонстрируют совершенно разные ситуации. Так, работа «Угощенье» передает типичную искусственность повседневного бытия дворянства рубежа XIX–XX веков. Это фотография сперва заставляет задуматься, а затем и вовсе отказаться от всей мирской суеты и неестественности и перенестись во вселенную «Беседы». Ситуация здесь диаметрально противоположна описанной ранее. Здесь уже «действующие лица» искренне обсуждают (или, по крайней мере, делают вид) животрепещущие темы без ненужного, излишнего пафоса. Почему я написал «действующие лица»? Да потому что именно так и нужно воспринимать фотографию: это не статичная картинка, результат мудреной химической реакции. Фотография — это история, это мириады явлений и сущностей, которые, замечу, не являются статичными, а суть течение, непрерывный поток действа, неукротимая и беспощадная река бытия. Именно так и надо воспринимать фотографию, в особенности работы Карелина: то, что бромосеребряный отпечаток отражает один единственный момент, не значит, что воспринимать фотографию надо как вырванную из бесконечного «поезда» жизни. Нужно проживать каждую фотографию, понимать, что стоит за ней не только работа сложных механизмов и мастерство фотографа, о нет! Фотография — это нечто большее, чем соревнование среди мастеров своего дела или обычное выполнение работы. Фотография — это проекция отдельной ветви Вселенной (как я уже говорил она отражает не один момент, а целый бранч событий, мыслей, изменений форм и конфигураций). Можно бесконечно спорить о красоте фотографии, экспозиции и других «мирских» (в мире фотографов) вещах, но едва ли это несет какой-либо смысл. Впрочем, нет нужды осуждать и такой подход к в фотографии, но сейчас не об этом. Весь этот непомерно длинный отзыв несет в себе пугающе простой посыл: не нужно быть фотографом и читать 9000+ страниц Левашова, чтобы истинно насладиться фотографией. Нужно жить фотографией, смотреть глубже, и в скором времени Вы придёте к пониманию, а точнее даже к созерцанию того, что так кропотливо создавал для нас мастер своего дела — Андрей Осипович Карелин. P. S. Я не хотел бы никого зазывать или заставлять насильно «тащиться» на вытавку, которая не вызовет никакого отклика в Вашей душе. Моей целью было донести то, что поход на данную выставку с «правильной» целью никогда не оставит Вас равнодушным и никакие ограничения в знаниях о фотографии не должны быть преградой на пути к лицезрению прекрасного, то бишь жизни.
Русский музей фотографии
Музей небольшой, но уютный. Похож на лавку чудес, где можно остаться надолго. Даже короткая 10-минутная экскурсия по нему станет для всех большим открытием. Мы очень мало знаем, с чего начиналась фотография, хотя без сомнения теперь у каждого из нас есть фотоаппарат (спасибо смартфонам!) В музей идти однозначно, даже если у вас немного времени и вы не очень разбираетесь в фотоискусстве. Здесь расскажут историю города и страны, но совсем с другого ракурса.

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%