Впервые художник Ф. А. Рубо представил картину «Живой мост» на весенней выставке 1898 года в Императорской Академии Художеств. Она произвела сильное впечатление на публику. Особенно заинтересовался картиной император Николай II. Государь был шефом 17-го егерского полка (с 1856 года полк именовался 13-м Лейб-гренадерским Эриванским), подвиг которого изобразил художник. По повелению императора Николая II картину Рубо приобрели «для помещения в Зимнем дворце». В Музей-панораму «Бородинская битва» картину передали из собрания Государственного Эрмитажа, после открытия музея в новом здании на Кутузовском проспекте в 1962 году.
#1
Рубо Ф. А.
Живой мост
#2
#6
Мюллер (Петер?). Франц Рубо в мастерской. Начало XX века
#3
Офицеры и рядовые — под батальонным знаменем 17-го егерского полка.
#4
Как и многие творческие люди, художник Рубо любил Кавказ — красивейший горный край — и место многих войн России с южными соседями. В 1804–1813 годах здесь кипела очередная русско-персидская война. Однажды, летом 1805 года небольшой русский отряд под командованием полковника Карягина отступал под натиском армии персидского шаха Аббас-Мирзы. Персов было больше в 10 раз, и русские торопились уйти под прикрытие своих главных сил. Горные дороги изматывали, но отряд шёл быстро. Два артиллерийских орудия тащили кони, но когда колёса застревали в камнях, уставшие люди беспрекословно бросались на помощь: оставить пушки противнику — означало то же, что потерять знамя.
Неожиданно на пути отряда возникло новое препятствие. Это была широкая расщелина, через которую невозможно было перевезти орудия. Тогда батальонный запевала Гаврила Сидоров предложил соорудить мост из подручных материалов. Несколько солдат встали на дно промоины и положили на плечи ружья — так, что получились импровизированные рельсы. Первое орудие прокатилось по ним благополучно. Но второе сорвалось, и тяжёлое колесо проехало по головам двоих смельчаков. Одним из них был любимец отряда — рядовой Гаврила Сидоров.
Неожиданно на пути отряда возникло новое препятствие. Это была широкая расщелина, через которую невозможно было перевезти орудия. Тогда батальонный запевала Гаврила Сидоров предложил соорудить мост из подручных материалов. Несколько солдат встали на дно промоины и положили на плечи ружья — так, что получились импровизированные рельсы. Первое орудие прокатилось по ним благополучно. Но второе сорвалось, и тяжёлое колесо проехало по головам двоих смельчаков. Одним из них был любимец отряда — рядовой Гаврила Сидоров.
Художник Рубо дал иную, более эффектную художественную интерпретацию истории «живого моста». Мы видим, что солдаты не стоят, а лежат, и пушки едут прямо по их телам. В реальности последствия такого подвига были бы ужасающими.
#5
«Живой мост» образовали рядовые 17-го егерского полка. Один из них, вероятно, в верхнем ряду, с усами — батальонный запевала Гаврила Сидоров.
#7
ГБУК г. Москвы "Музей-панорама "Бородинская битва"
read morehide
Живой мост
Dimensions
214x355 cm
Technique
Холст, масло
Collection
Exhibition
9
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share