Золотой жетон выполнен в форме гербового щита под императорской короной. В центре жетона находится изображение торца рельса, по бокам — гербы Перми и Екатеринбурга, а сверху — герб Российской империи. Ниже — эмблема Министерства путей сообщения в виде скрещенных топора и якоря. На жетоне присутствуют надписи «1905» и «1910». Это даты начала и окончания сооружения Пермь-Екатеринбургской железной дороги. Данный жетон принадлежал Николаю Николаевичу Ипатьеву, о чем свидетельствует имеющаяся на реверсе жетона надпись. На эмалевой вставке изображен пограничный столб «Европа-Азия» и фрагмент железнодорожного пути на фоне гор.
Решение о постройке новой Пермь-Екатеринбургской железной дороги было принято в 1904 году на особом совещании под председательством императора Николая II. Строительство велось за счет государственной казны. Железная дорога, соединившая Пермь, Кунгур и Екатеринбург, была значительно удобнее в эксплуатации по сравнению с Уральской горнозаводской железной дорогой. Она не имела тяжелых подъемов, кривых малого радиуса и на сотню верст сокращала перевозки.
Знаки железнодорожной фалеристики являются миниатюрными памятниками истории. На них, как правило, имеется текст, указаны даты, а иногда запечатлены целые художественные композиции конкретных событий, в честь которых они были учреждены. 68 железных дорог дореволюционной России имели свои знаки и жетоны. Они выполнялись из золота, серебра, с рисунком, покрытым эмалью, и могли отличаться тончайшей ювелирной работой и великолепными эмалями. Были и более простые варианты. Наградной жетон давал право владельцу на бесплатный проезд по соответствующей магистрали в вагонах первого класса. Наградные знаки весьма редки, так как большая часть знаков из драгоценных металлов была переплавлена, а часть — вывезена за пределы России в процессе эмиграции.
Николай Николаевич Ипатьев (1869–1938) был инженером железнодорожных войск. Принимал участие в строительстве железной дороги Екатеринбург — Кунгур — Пермь. В 1910 году, по завершении строительства дороги, был награжден золотым памятным жетоном. В 1910–1912 годах Николай Ипатьев участвовал в строительстве нового здания железнодорожного вокзала в Екатеринбурге и занимался инженерной частью проекта здания Уральского горного института. В 1918 году дом инженера Ипатьева был реквизирован для размещения семьи Николая Александровича Романова. В ночь с 16-го на 17-е июля в подвале дома была расстреляна царская семья. После этого Николаю Николаевичу вернули ключи и разрешили вернуться домой, но он решил, что никогда этого не сделает. В 1919 года инженер Ипатьев навсегда покинул Россию.