Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#1
Василий Суриков
Боярышня
#2
Василий Суриков написал этюд «Боярышня» в 1886 году. Он создал его для знаменитой картины «Боярыня Морозова», где воссоздал страшную сцену из реальной жизни Феодосии Морозовой. Феодосия Морозова жила в XVII веке, и во время церковного раскола отказалась от реформ Никона. Она осталась со старообрядцами и даже пошла на конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Из-за рьяного непослушания знатную женщину арестовали и бросили умирать в земляную яму. Василий Суриков изобразил момент, когда Морозову, закованную в цепи, провозят в санях по снежной улице мимо толпы.
#3
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Государственная Третьяковская галерея. © Google Arts & Culture
#4
Мастер выбрал для картины огромный холст: почти 3 на 6 метров — это позволило ему детально проработать каждого персонажа. Над героями он трудился годами: Суриков выискивал нужные типажи людей на улицах, в театрах, даже на кладбищах. Например, мужчину для образа юродивого (в нижнем правом углу) он нашел на рынке, когда тот торговал огурцами. Удачные этюды мастер бережно хранил, и во время работы над картиной кнопками крепил их к холсту.
 
В этом этюде Суриков изобразил ту девушку, которая стоит в самой левой части большой картины. Суриков писал этюд бегло: в некоторых местах даже просвечивает холст. Но, вместе с тем, особенно хорошо видно академическое мастерство художника: всего несколькими ударами кисти он проработал черты лица девушки, объемы её фигуры, богатство декора ткани на головном уборе — «кике».
#5
#6
Примечателен колорит этюда: несмотря на беглость исполнения, мастер создал полноцветную живопись с многообразием оттенков.
#13
О внимании Сурикова к колориту сохранился рассказ его внучки. Она описывала, как художник работал над этюдом к той части картины «Боярыня Морозова», где виднеется след от саней.
#14
#8
Он трудился, сидя на улице в мороз: руки без перчаток посинели, пальцы едва разгибались, с трудом удерживая кисть. В тот момент к Сурикову подошла жена. Она взглянула на этюд и сказала:
…Ведь пишешь снег, белый снег, а сколько у тебя на палитре разных красок! И черной, и красной, и несколько синих, и охра!
#16
Все зависит, Лиля, от того, когда и при каком освещении пишется снег. Он может быть и просто лиловым, и розовым, и синеватым, и грязно-серым. А чтобы он вообще был чистой нетронутости, только выпавший, надо ему зернистость и блеск придать. Фактуру. Одними белилами тут не управишься.
ответил Василий Суриков
#11
Сегодня картина «Боярыня Морозова» занимает почетное место в Государственной Третьяковской галерее. Подготовительные этюды к ней исчисляются сотнями и хранятся в разных собраниях: часть вывешена рядом с большой картиной, часть находится в запасниках Третьяковской галереи, часть принадлежит коллекциям других музеев.
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%